Понятие социального управления. Учебник: Введение и теорию социальной коммуникации Социальная информация и ее особенности


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Формы социальных технологий

Источники социологической информации

Главными источниками специальных знаний для него служат: - разработки в смежных областях науки - как социальной, так и теоретико-журналистской. Особенно богаты свежими данными специализированные журналы "Социологические исследования", "Социально-политические науки", Сюда надо отнести и ведомственную статистику. Концептуальная и эмпирическая информация не бывает "вечной" - наоборот, она быстро обновляется, вплоть до коренной перемены знаков оценки. Повседневной проблемой для социологии журналистики является стыковка с другими отраслями обществоведения - как по проблематике проектов, так и с точки зрения понятийного и методического аппарата; - литература и банки данных социолого-журналистских центров, которых с каждым годом становится все больше. К крупнейшим среди них относятся исследовательская лаборатория факультета журналистики МГУ, Институт социологии РАН, фирма "Экро" в С. - Петербурге и др. Колоссальную по объему информацию изо дня в день накапливает фирма НИСПИ, которая специализируется на телеметрических замерах аудитории телевидения (снятие данных с антенн телеприемников).; - труды теоретиков журналистики, посвященные ее актуальным проблемам и текущей практике. Это само собой понятное направление сотрудничества. То же относится и к работе самих СМИ - имеются в виду не только их исследования по научным программам, но и систематическое читательско-зрительское знакомство с опытом редакций; - развитие собственной исследовательской школы в вузе, лаборатории, издательском доме и т.п. В популярном учебном пособии "Социология журналистики"2 В.А. Сидоров, автор главы, посвященной социологической журналистике, уклоняется от непосредственного обсуждения вопроса об источниках социологической информации, хотя, фактически, подразумевает, что в таковом качестве могут выступать либо человек (в данном случае - социолог или заказчик социологического исследования), либо документ (письменный или рукописный отчет о результатах социологического исследования). Несколько иной подход к пониманию необходимости оценки источника информации демонстрируют авторы хорошо известного американского издания "Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения". Научные центры в качестве источника социологической информации фигурируют на страницах журнала крайне редко, например, на Институт социологии РАН журналисты ссылались в анализируемых публикациях всего два раза. Вторым по значимости источником данных для журналистов еженедельника являются "беспристрастные органы СМИ" - в данном случае сам журнал "Власть" и сайт Росбизнесконсалтинга (РБК). Примечательно, что информацию собственного изготовления журналисты явно не позиционируют как "социологическую", преподносят как тождественную ей. Таким образом, в печатных СМИ под видом социологической информации присутствует информация как минимум трех видов: собственно социологическая, представляющая собой результат научной деятельности социологов, итоги опросов общественного мнения, распространяемые опросными фирмами, и псевдосоциология, произведенная самими журналистами. Сам факт публикации социологических данных без комментариев свидетельствует о том, что информация и ее источник никаких сомнений у журналистов не вызывают.

Структура социальной информации

В связи с расширением диапазона человеческой деятельности, в том числе в области предпринимательства, возникает необходимость постоянно обращаться к различным видам социальной информации. Это особенно характерно для межотраслевой предпринимательской деятельности, характерной для книготоргового предпринимательства.

Весь объем социальной информации схематически можно представить в виде ряда взаимосвязанных пластов различных видов информации и документации, отражающих результаты человеческой деятельности во всех сферах, представляющих в совокупности важную составную часть - ноосферы.

Очевидно, было бы целесообразно по каждому информационному пласту создать специализированную информационную систему, которая входила бы составной частью в общегосударственную систему социальной информации. Возможно, в перспективе это произойдет, но в настоящее время далеко не по всем пластам социальной информации существуют достаточно развитые централизованные системы информации. Так, не существует до сих пор, как это ни странно, в России специализированной системы экономической информации, которая в системе социальной информации должна, казалось бы, стоять на первом месте. Она "приплюсована" к системе научно-технической информации, но от этого мало что выиграла, равно как и потребители экономической информации. В России до начала перестройки не было специализированных центров экономической, предпринимательской, коммерческой информации; считалось, что с их функциями могут справиться существующие в рамках государственной системы научно-технической информации институты информации и технико-экономических исследований. Оправдывалось это тем, что государственная система научно-технической информации - это одна из наиболее развитых в стране информационных систем с разветвленной сетью информационных служб различного уровня, имеющая огромный контингент постоянных пользователей с хорошо поставленной обратной связью. В этой системе налажено информационное обеспечение различных категорий потребителей информации с учетом их потенциальных и заявленных информационных запросов и потребностей, разработаны и широко практикуются различные формы и виды информационного обслуживания, различные виды информационных документов с учетом решаемых потребителем задач.

Критерии объективности, надежности, достоверности информации

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

По каждому эпизоду (текстовому блоку, сообщению и т.п.) необходимо принять решение о нужности, хранении и дальнейшем использовании. Собирать всю окружающую информацию, прямо скажем, весьма затруднительно: для этого требуются колоссальные ресурсы.

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки - это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

РЕЛЕВАНТНОСТЬ информации - наличие связи с проблемой (соответствие нашим интересам) и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с вашими информационными потребностями и ответить на вопрос: сможет ли помочь она вам чем-то сейчас или в ближайшем будущем? Если да - переходите к следующему этапу, если нет - в корзину (если только она вам не пригодится в другом деле).

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - насколько представленное описание соответствует действительности. Можно ли верить информации или требуется дополнительное исследование, или нельзя доверять в принципе.

ЗНАЧИМОСТЬ:

понимание самой информации, полнота освещения предмета интереса, своевременность информации и ее достаточность для принятия решения.

Использование социологической информации в деятельности органов управления

Деятельность социальных систем невозможна без ее информационного обеспечения. Любой управленец в своей работе обязательно использует соответствующую информацию, например, о состоянии управляемой системы, ее внутренней и окружающей среде. От качества и достоверности информации во многом зависит эффективность процесса управления.

Информация - это какие-либо сведения, данные, знания, сообщаемые передающей системой для принимающей, что ведет к изменению состояния последней.

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации.

Однако потребность в информации у разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется, прежде всего, содержанием тех задач, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, руководитель, работник управляющего аппарата. Она также зависит от масштабов и значимости принимаемых комплексных решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразнее по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия), от их многовариантности, состояния управляемого объекта, от размера и разнообразия возмущающих управляемую систему внешних и внутренних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих конечные результаты функционирования данной системы.

Совершенствование системы управления обществом, требует наиболее полных знаний об объектах управления, а именно: являются ли они социальными группами, слоями населения, социальными организациями, территориальными общностями или такими подсистемами общества, как экономическая, социальная, политическая, социокультурная. И субъект, и объект управления должны быть обеспечены достоверной и достаточно детальной информацией о функционировании общества, его основных подсистемах, организациях и группах.

Проведенные социологические исследования свидетельствуют, что руководители и менеджеры не всегда и не целиком используют всю доступную им информацию, хотя это и очень важно для процессов управления.

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

анализ документов;

социологическое наблюдение;

опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

социальный эксперимент;

некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Метод социологического наблюдения - метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос - это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице.

Методы и принципы обработки и анализа социологической информации

Обработка и анализ социологической информации. Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку и анализ данных, полученных в ходе исследования. Что же такое данные в социологии? Данные - это собранная, формализованная и структуриро­ванная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация.

Формализация - это совокупность процедур формирования выборки (об этом говорится в главе 37), доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения. Структурирование включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка).

Обработка данных включает в себя следующие действия:

Редактирование и кодирование информации. Цель - проверка и формализация информации: методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, то опросник исключается как некачественный.

Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных.

Статистический анализ - выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения.

Простой формой обобщения данных является их группировка - объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедура требует расчленения разнородных явлений в однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определения признаков разграничения типов, интервала перехода одного типа к другому. Различают такие виды группировок:

1. суммирование однородных признаков для определения абсолютного числа их проявлений в изучаемой совокупности.

2. ранжирование - группировка единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака.

3. шкалирование - на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы (трехмерной; многомерной; двухсторонней (интересуется/ не интересуется)). Каждому пункту шкалы дается определенное числовое обозначение.

4. табулирование - построение статистических таблиц (сводка данных по годам относительно ситуации и т.д.).

социальная информация муниципальное управление

Проблема надежности и достоверности социологической информации

О достоверности социологической информации

Пожалуй, наиболее адекватна для данной лекции другая книга В.Э. Шляпентоха "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях" (М.: "Статистика", 1973).

И, тем не менее, пожалуй, ограничусь лишь перечислением разделов этой книги, что само по себе, достаточно информативно. Читайте, пожалуйста, внимательно и вдумчиво:

Актуальность проблемы.

Логическое и эмпирическое обоснование социологических показателей.

Параметры качества информации.

Респондент как источник информации.

Классификация вопросов.

Проблема получения фактологической информации.

Проблемы получения информации о психике респондента.

Пути повышения достоверности ответов о духовной деятельности.

Респондент как эксперт.

Память респондента и достоверность ответов

Метод "моментных" опросов.

Метод "напоминания" в опросах.

Фактор памяти и закрытые вопросы.

Способы сбора информации и память респондента.

Фактор времени и опрос

Размер анкет и длительность интервью.

Интерес респондента к опросу.

Пути повышения привлекательности опроса.

Выбор времени для интервьюирования.

Утомляемость респондента.

Возможности получения информации абстрактного и конкретного характера.

Трудности ответов на вопросы абстрактного характера.

Проблема понимания вопросов.

Респондент как источник количественной информации.

Информация об интенсивности оценок.

Количественная информация о результатах деятельности.

Формулировки вопросов и ценностные ориентации респондентов.

Престижный фактор и достоверность ответов.

Ценностные аспекты формулировок вопросов.

Типы вопросов и выявление истинной позиции респондента.

Ценностные факторы и уровень образования респондента.

Пути преодоления влияния престижного фактора.

Проблемы положительных и отрицательных оценок.

Причины склонности респондента к положительным оценкам.

Влияние условий интервьюирования на результаты опроса.

Влияние интервьюера.

"Третьи лица" во время интервьюирования.

Место беседы с респондентом.

Возможности нестандартизированных интервью.

Косвенная техника опросов.

Этика интервьюирования. Опрос и анонимность.

Анонимность и интервью.

Почтовые опросы и анонимность.

Фактор анонимности и пути повышения достоверности ответов.

Содержание социологического обеспечения государственного и муниципального управления. Основные социологические показатели качества жизни населения

В анализе целостного жизнесуществования людей важную роль играет изучение их уровня жизни. Оценки динамики его индикаторов в России в процессе реформ весьма разноречивы. Особенно острые противоречия связаны с оценками неравенства доходов и бедности в 1994-1996 гг. Причины исключительно высокого разброса оценок связаны с методами измерения и анализа причинных зависимостей.

Обычно в качестве дефиниции основного, ключевого понятия "уровень жизни" принимают следующее определение: уровень жизни представляет собой меру удовлетворенности материальных, культурно-духовных потребностей людей в смысле обеспеченности их различными потребительскими благами. При этом имеются в виду преимущественно количественные оценки, которые могут быть представлены следующими социально-экономическими показателями и индикаторами уровня жизни населения:

1. Основные макроэкономические показатели совокупная и среднедушевая величина валового внутреннего продукта, объемы продукции промышленности, сельского хозяйства, платных услуг, розничный товарооборот, индексы потребительских цен, доходы, расходы и дефицит консолидированного бюджета, среднегодовая численность занятых в экономике, общая численность безработных.

2. Доходы населения: совокупное и среднедушевое фактическое конечное потребление домашних хозяйств, среднедушевые денежные доходы населения, распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, величина номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника, величина реальной начисленной заработной платы одного работника, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии, величина прожиточного минимума, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, минимальный размер оплаты труда, тарифная ставка 1 разряда ETC, минимальный размер пенсии по старости.

3. Жилище: общая площадь занимаемого жилья на одного жителя, число семей, состоящих на учете на получение жилья.

4. Здравоохранение: Число больничных коек на 1000 населения.

5. Образование: число вузов, число студентов в высших учебных заведениях на 1000 населения, число средних специальных учебных заведений, число студентов средних специальных заведений на 1000 населения.

6. Культура: количество изданных книг, брошюр на душу населения и количество журналов, изданных на душу населения в год.

7. Отдых и туризм: численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха.

8. Недвижимость: наличие легковых автомобилей на 100 семей, количество земли в личном пользовании.

9. Питанием суточная калорийность пищевого рациона на душу населения, животные белки на душу населения.

10. Тенденции в области демографии: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общий коэффициент рождаемости, общий коэффициент смертности, коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте, коэффициент младенческой смертности, общий коэффициент брачности, общий коэффициент разводимости.

11. Безопасность: численность зарегистрированных преступлений за год. Напомним, что" под валовым внутренним продуктом понимается продукт на стадии производства, получаемый путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям. Валовой внутренний продукт рассчитывается по рыночным ценам и включает в себя чистые налоги на продукты и импорт.

Основные направления социологических исследований для обеспечения и оценки государственного и муниципального управления. Сущность и природа социальных технологий как организационной деятельности

Понятие "социальная технология" в России появилось в 70 - 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал "Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать". Далее он писал: "Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования".

Это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, Л.Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции;

социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как "живая" (живущая) технология;

социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она "вырастает" в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Кроме того, под социальными технологиями понимаются также развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная ("выращенная") и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, например система контроля исполнения принятых управленческих решений. То есть социальная технология - это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определению Ю.М. Резника, социальная технология - это "специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)".

Формы социальных технологий

В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование социальных технологий всегда связано с потребностью оптимизировать социальное управление, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы и процедуры.

Особое значение для социальной технологии как практической, организационной деятельности имели наличие условий ее реализации: элементы структуры социального процесса, особенности строения и закономерности его функционирования; возможность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Характер социальной технологии, ее особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Формы организации социологических исследований

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются.

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентации личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации.

7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем. Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.

Виды социологического исследования

Виды социологических исследований.

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые

фундаментальные - направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

прикладные - направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

разовые - позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

повторные - используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Методы социологического исследования управления и организаций

Социологическим исследованием системы управления называют разновидность исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность системы управления, и ис­пользуют специфические приемы сбора и анализа первичной социологической информации.

Целью социологических исследований систем управления могут быть:

оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг

совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

изучение отношения потребителей к товару (работе, услуге), к методам работы в целом;

улучшение социальной ситуации в коллективе;

снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.

Социологическое исследование включает следующие этапы:

разработка программы и инструментария;

сбор информации; подготовка собранной информации к обработ­ке и ее обработка;

анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомен­даций.

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленных в нем цели и задач.

Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое (рис. 1).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Инструментарием называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К ним относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Социально-антропологические исследования организаций и менеджмента. Метод кейс-стади в исследованиях менеджмента и организации

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Классификация кейсов

По структуре

Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время.

Традиционно бизнес-кейс отражает конкретную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В процессе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:

Достаточный объём первичных и статистических данных;

Участие топ-менеджера компании в процессе написания кейса;

Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.

В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.

Общая характеристика метода case-study

Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в "команде", проводить анализ и принимать управленческие решения. Может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

Методологические основания социального эксперимента

Социальный эксперимент (от лат. "experimentum" - проба, опыт) как активный метод исследовательской и преобразовательной деятельности является важной формой социальной практики, а также эффективным способом получения информации о социальном объекте посредством его преобразования, результаты которого применимы в качестве критерия истины. Социальный эксперимент - не только метод научного познания, но и важнейший инструмент проверки гипотез на основе фиксации и контроля состояния социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий - вводимых факторов (или задаваемых переменных), дающих возможность наблюдать и измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, а также получать новое знание.

Главное в социальном эксперименте - это специально организованное и научно обоснованное воздействие на социальную группу, коллектив, общность людей или личность, а также на их отношения с целью познать и изменить их жизнедеятельность в желаемом направлении. Такое воздействие принято считать экспериментальным, если им управляют, контролируют его, измеряют и фиксируют, а полученные данные оценивают, обобщают и включают в состав принимаемых решений . Ценность социального эксперимента заключается в продуктивности этого метода, так как он дает не только описательную информацию о состоянии и изменениях социального объекта, но и объяснительную - о причинах изменений и возможной динамике их повторений.

На современном этапе общественного развития технологии социального эксперимента базируются на разработке определенной гипотетической модели рассматриваемого социального явления (или процесса). В нем выявляют основные взаимозависимые параметры и их связи с другими явлениями (процессами). На основе этой модели изучаемое явление (процесс) описывают как систему переменных, среди которых выделяют независимую переменную (экспериментальный фактор), управляемую экспериментатором, которая является гипотетической причиной определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления (процесса), но так как их влияние в этом эксперименте не исследуют, оно должно быть нейтрализовано (или поддержано постоянным).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Направления развития социологии, ее глобализация на современном этапе. Социальная структура и социальная стратификация. Типология и основные приемы социологических исследований. Анкетные опросы и интервью. Методы обработки социологической информации.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Количественные приемы сбора социологических данных. Проведение социометрических исследований в малой общественной группе. Практика использования методов изучения в работе современного руководителя. Качественные способы сбора социологической информации.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками. Классификация методов сбора информации в социальной психологии. Зависимость достоверности и объективности новой информации от способов и средств ее получения.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие метода и методики социологических исследований. Метод опроса в социологическом исследовании. Методы механической, серийной, гнездовой и квотной выборки. Создание широких сетей интервьюеров. Качественные методы анализа социологических данных.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Характеристика и этапы реализации процесса наблюдения как способа получения социологической информации, его цели и задачи, классификация и разновидности. Особенности организации предварительной подготовки. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.

Культура выступает как гуманизирующая основа , как сово-купность всех наследственных информации, способов их органи-зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради-ций, нуждается в постоянном информационном питании.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион-ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по-коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура .

Средства массовой информации и учреждения досуга

СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ-единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об-щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле-дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

Театрализованные информационно-развлекательные про-граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

Интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли :

Традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

Фестивали: «Радуга», «Виктория»:

Праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

Клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за-ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

Встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

Всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж-ном досуге дискуссионный клуб;

практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по-мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу-га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

развитие новых форм досуга на основе современной ин-формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль-ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

создаваемые в системе общественного досуга мульти-медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе-ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова-нию информационными источниками); воспитание культуры по-требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин-формируют население о деятельности культурно-досуговых уч-реждений по организации содержательного досуга и дают рек-ламу ближайших массовых мероприятий.

Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства . Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина-ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы-ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи-зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи-вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.

Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех-нологий являются автоматизированные базы (банки ) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин-ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней-шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про-грамму введения в Сеть полного объема информации о многове-ковой китайской культуре.

Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян-но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат-мосферу» Земли - инфосферу

Зарубежные информационно-просветительские техноло-гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве-дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст-вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом-ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель-ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи-низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой..

В США популярны психологические тренинги, культ здоро-вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле-чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об-раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики .

Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис-тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче-ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду-стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ-ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации - люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация - социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация. Соответственно существует хотение, опасение, намерение информационное и реальное действие семьи, нации, человечества в целом.

Собственно хотение, опасение, намерение, информационное и реальное действие являются социальной информацией в описании с помощью тех или иных информационных средств. В своём реальном бытии эти феномены получают иной и различный статус как информационный акт вида: «модель - реальность - ответ (ДА или НЕТ)».

Виды социальной информации

Сфера социальной деятельности

Вид социальной информации

Промышленное и сельскохозяйственное производство

Производственная, техническая

Искусство и художественное творчество

Эстетическая

Спортивная

Политика

Политическая

Массовое информирование и пропаганда

Массовая, популярная, публицистическая

Образование

Педагогическая

Управление

Управленческая

При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой .

Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

О состоянии экономической сферы;

Об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

О деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

О рынке труда и капитала и т.д.

В общем виде социально-психологическая информация – это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

«Информационный обмен в социальных системах основан на взаимодействии, т.е. на процессе взаимного (совместного) воздействия – непосредственного или опосредованного – объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь».

На уровне социальной информации психологическая информация трансформируется во взаимодействие многих, по крайней мере, - двух индивидов, и получает иные обозначения величин социального действия, иную размерность и иной язык описания, хотя «на стыке» этих разных наук возможно взаимопроникновение терминов. Большинство людей руководствуется в социальных взаимодействиях «здравым смыслом», в составе которого научная социальная информация занимает очень скромное место. Собственно «здравый смысл» и следует понимать как подлинную социальную информацию, поскольку всё течение жизни людей определяется ею, а не степенью приобщённости к научному знанию, даже там, где научное знание составляет значительную компоненту «здравого смысла».

Внутри каждой группы социальная информация имеет различный потенциал «напряжённости» информационных процессов - члены семьи имеют различный статус и субординацию с разной мерой ответственности; нация делится на социальные слои со своей специфической информацией; общечеловеческая информация оказывается интегрированной, составленной из национальных информационных блоков; и вся эта конструкция пронизана индивидуальной человеческой информацией с индивидуальным потенциалом хотения, опасения, намерения и действия.

Социальная информация , находящаяся в информационных центрах различных по уровням всеобщего, является «слепком» с интегрированной информации, включающей в себя все нижележащие уровни социальной информации, и одновременно подверженной воздействию общечеловеческого уровня социальной информации. Этот слепок может быть самой разной степени «чёткости».

Отдельный человек обладает своим собственным социальным опытом, то есть индивидуальным массивом информации, и сведениями о социальном опыте группы, к которой он принадлежит, нации, к которой он принадлежит, сведения о социальном опыте всего человечества. Индивидуальный социальный опыт может быть оценен как энтропия, как культурный феномен, и измерен, то есть, оценен как количество информации большее или меньшее в сравнении с социальным опытом другого человека в группе, нации, во всём человечестве. Оценка культурного (информационная энтропия) потенциала отдельного человека происходит без детализации, интуитивно, - результат выражается в виде полярной оценки: «свой-чужой».

Понятие социальной информации

Социальная информация - это смысловая информация, то есть, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей; она обусловлена потребностями индивидов и интересами социальных групп, находящихся в постоянном общении между собой в процессе производства и всей общественной жизни.

Социальная информация специфична не только с точки зрения своей природы, но и своего циркулирования в обществе. Здесь взаимодействует бесчисленное множество информационных потоков, движущихся по разнообразным каналам: это и «память» прошлого, живущая в настоящем, и общепланетарные формы общения (международные, межгосударственные и др.), и внутригосударственные (между различными классами, партиями, социальными группами, между народом и государственными органами, осуществляющиеся в виде обмена общественного мнения, с одной стороны, и официальных государственных решений - с другой, а также в форме воспитания, обучения, общения в процессе трудовой деятельности, досуга и т.д.). Таким образом, социальная информация движется как бы в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной .

Следовательно, под социальной понимается та информация, которая циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, прежде всего об обществе, служащих целям управления общественными процессами. Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную, полную информацию.

Понятие социального управления

Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация.

Исходный пункт любого управленческого процесса (главным среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) - получение и обработка информации. Управление - это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия со средой и на ее развитие. Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные потребности. Оно ориентировано не только на информационное прошлое системы, но на ее будущее .

Управление обществом принципиально отличается от управления в живых организмах и технических устройствах. Будучи сложной структурой, включающей в себя материальные и духовные процессы, оно выступает как специфический вид человеческой деятельности. Особенность ее заключается в том, что управляющее воздействие присутствует во всех сферах жизни общества, то есть, представляет собой особый вид общественных отношений. А это значит, что управленческие отношения образуют необходимый момент социальной среды. В управленческих отношениях можно выделить несколько аспектов - политический, экономический, этический - каждому из которых присущи две взаимосвязанные стороны - информационная и организационная. Поскольку управление всегда является функцией общественной власти, то в классовом обществе оно есть функция политической, государственной власти, и, следовательно, управленческие решения в классовом обществе всегда носят классовый характер .

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социальное управление - это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных - разведки и т.д. И в этом случае он уже выступает не только как субъект, но и объект управления. В свою очередь объект управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную - субъектно-объектную функцию.

Основное звено в структуре управления - выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей народа принцип оптимальности теряет свою эффективность.

Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления. Итак, социальное управление - это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.

Принципы социально-политического управления обществом изменяются в зависимости от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно «программировать» поведение «адресата», и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы в «чистом» виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень четко видно на примере рынка, где действует «невидимая рука», о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта «рука» направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой - диктует жесткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба .

В качестве примера действия исключительно жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические режимы, крайней формой выражения которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих «рай в грядущем», а с другой - применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека - фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению.

Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «соци­альная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаи­модействия в социальных (общественных) системах от информационных процес­сов, протекающих в физических и технических системах.

Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той ча­стью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл - это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содер­жание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации - это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо про­блемы, является полезным). Достоверность - это истинность информации. Опера­тивность - это включение информации в коммуникативную систему общества не­посредственно после возникновения данной информации.

Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непо­средственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике.

Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, ор­ганизационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по пе­редачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражатель­ную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция не­разрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наи­большую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управ­ленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть науч­ной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С дру­гой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.



Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе приня­тия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

На относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно реле­вантная и нерелевантная);

На принятую во внимание и не принятую

Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

Входная и выходная;

Командная (с помощью которой субъект управляет системой);

Шумы (ненужная информация, влияющая на управления системой)

Социальную информацию классифицируют по функциям управления дующие типы:

Исходную;

Организационную;

Регулирующую;

Учетную;

Контрольную.

На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно - структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.

5. Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики и основные её направления

Социальная информация - основа социального управления - включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития.

Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:

Сбором статистических данных;

Проведением различных социологических опросов.

Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов - это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.

6. Социальная информация и ее свойства.

Социальная статистика - одна из важнейших сфер приложения статистиче­ского метода - дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределе­нии благ между ними.

Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.

Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

7. Функции социальной статистики.

Основные задачи социальной статистики:

Систематический анализ ситуации в социальной сфере;

Анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социаль­ной сферы;

Изучение состава и характеристик статистических и реальных социальныхгрупп;

Изучение уровня и условий жизни населения;

Оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;

Прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;

Исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;

Оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значе­ниям;

Выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;

Исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней исполь­зуются различные инструментальные измерительные системы и показатели, кото­рые специализированы для соответствующих социальных структур.

В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следую­щие:

Статистика политической системы;

Моральная статистика (девиантного поведения);

Статистика населения и трудовых ресурсов;

Статистика уровня жизни населения;

Статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;

Статистика жилищно-коммунального хозяйства;

Пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;

Статистика образования; культуры, спорта, досуга;

Статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.

В других источниках к подобным направлениям относят:

Статистику потребления населением материальных благ и услуг;

Статистику уровня жизни;

Статистику труда и заработной платы;

Статистику населения;

Статистику здравоохранения и социального страхования:

Статистику социального обеспечения;

Статистику физической культуры и спорта;

Статистику образования;

Статистику науки;

Статистику культуры;

Статистику средств массовой информации;

Статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на­селения;

Политическую статистику:

Статистику партийных и общественных организаций;

Судебную статистику;

Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шка­ле), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).

Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подоб­ные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:

Экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре­делительных отношений;

Политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие:

Правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населе­ния;

Культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их ре­гиональных особенностей на социальные отношения;

Природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

Социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми­грацию, занятость, профессионально-квалификационную структуру:

Национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обы­чаев;

Социально-психологические, представляющие особенности проявления в со­циальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Показатели социального положения и социального развития являются сово­купностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффектив­ность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нрав­ственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно­го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:

9. Социально-демографический (динамика численности населения, включая по­ловозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжи­тельности жизни по различным половозрастным, профессиональным и регио­нальным группам, численности семей, их состава, брачностно разводимое миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

10. Социально-трудовой {характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занято­сти" и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по­роговые значения безработицы, деградации трудового потенциала). Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне­душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом диффе­ренциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе­ния уровня и качества жизни населения).

11. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по ти­пу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения усло­вий проживания, пороговые значения жилищных условий).

12. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее харак­теристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

13. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количе­ства обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, ха­рактеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

14. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение эколо­гической безопасности, преступности, пороговые значения экологических по­казателей и показателей криминогенности).

15. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовле­творенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

16. Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позво­ляющим обеспечить потребности региональных органов управления в информа­ции, характеризующей различные стороны социальных условий.







2024 © mgp3.ru.