Педразвитие. Внеклассное мероприятие в библиотеке «День согласия и примирения


Сценарий осеннего тематического вечера для школьников 3-6 классов.

Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».

Материал будет полезен классным руководителям, библиотекарям.
Мероприятие для учащихся 3-6 классов.
Направлено на актуализацию знаний о празднике - Дне согласия и примирения, о Великой октябрьской социалистической революции, об истории нашей родины, привлечение к чтению.

Сценарий осеннего тематического вечера для школьников 3-6 классов «День согласия и примирения. Сто лет Великой Октябрьской социалистической революции».

Цель: Вызвать интерес школьников к литературе по истории Отечества, современным и ставшим классикой художественным и детским произведениям, рассказывающим о событиях, предшествовавших Октябрьскому перевороту, его описывающим, о гражданской войне, о личности Ленина. Развитие чувства патриотизма.
Демонстрационный материал: портрет В.И. Ленина, иллюстрация или флаг СССР, по возможности фото из семейных архивов.
Оформление: книжная выставка «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции».
Ход:
Приветствуем детей, делим на две команды. Рассказ ведущего сопровождается показом фото материалов из книг, вопросами и заданиями, которые оцениваются ведущим. По итогам набранных баллов участники от команд получат вознаграждение.
Показываем портрет Ленина и флаг СССР.

Ведущий. Мы видим флаг и портрет.
Первый вопрос на один балл для команд: кто этот человек, флаг какого государства перед вами? (Дети: Ленин, СССР.)
Ведущий. Второй вопрос: в результате каких событий, этот человек возглавил нашу родину, а Российская империя была переименована? (Октябрьского переворота, Октябрьской революции, Великой октябрьской социалистической революции).
Ведущий. Сегодня мы поговорим о событиях, произошедших в нашей стране 100 лет назад. Вам кажется, это было очень давно? На самом деле я и многие люди в ваших семьях общались с теми, кто пережил их. Среди очевидцев революции было много детей. То, что они пережили, и станет предметом нашей беседы.
Сохранились дневниковые записи детей тех лет. Часть из них вы услышите.
А предыстория революции связана с одной из самых кровопролитных войн, Россия так и не смогла в ней победить.
Третий вопрос: Как называлась эта война? (Дети. Первая мировая.)
Показываем книги с книжной выставки.
Ведущий. О том, как жили дети в эти годы можно понять, если прочесть такие книги: Бродская Д. «Марийкино дество», Брук М. «Семья из Сосновки», Водовозова Е. «История одного детства», Горбовцев М. «Мишкино детство», Горький М. «В людях», Гринченко Б. «Без хлеба», Кассиль Л. «Кондуит и Швамбрания», Сапронова Н. «Когда деды были внуками», Серафимович А. «Черный треух», Станюкович К. «Антошка».
Читаем вслух одну-две страницы из книги по выбору ведущего.

Ведущий. Но в феврале 1917 года, когда после множества поражений война надоела большинству россиян, жизнь стала стремительно меняться и это заметили даже дети.
Вот что написали неизвестные дети-очевидцы.
Зачитываем цитаты из дневниковых записей (с орфографией авторов).
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга».
«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих».
«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроение у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья».
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем».
Ведущий. Четвертый вопрос: в записях говорится о революции, но мы уже упомянули, про Великую
Октябрьскую революцию, так в чем же дело, почему дети пишут о феврале, ваши версии…
(Дети. Февральская буржуазно-демократическая революция или Февральский переворот.)
Ведущий. Ее результатом стал приход к власти временного правительства вместо царя-императора.
Дети об этом написали: «1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя».
«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики - это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне».
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут».
Ведущий. Пятый вопрос: сколько грамм в одном фунте? (Дети. Около 456 гр.)
Ведущий. Рассчитайте, сколько получил мальчик хлеба? (456 гр.:4=114 гр.)
Ведущий. Народ бурлил недовольством, и произошел Октябрьский переворот.
В дневниках записали: «Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция».
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе».
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике».
«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война».
«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались».
Ведущий. Подробнее можно прочитать о революционных событиях в книгах с нашей выставки. На пример, Бляхин П. «Красные дьяволята», Воскресенская З.«Красный бант», Гайдар А. «Школа», Гайдар А. «Повесть о мальчише-Кибальчише».
По возможности прочесть пару страниц.
Ведущий. Таким образом: 7 ноября 1917 года произошла первая в истории социалистическая революция - Великая Октябрьская революция под руководством рабочей партии большевиков. В результате было низложено Временное правительство России, и государственная власть перешла в руки Советов рабочих депутатов. Была установлена диктатура пролетариата и создано Советское социалистическое государство. Первое советское правительство возглавил Ленин. Новая власть сразу же приняла несколько очень важных законов. Тогда они назывались декретами.
Задание. Попробуйте сформулировать три основных из них, зная о чем мечтали люди в то время, и если учесть что, в то время шла война, а тем, кто внимателен помогут рисунки и фото из энциклопедий с нашей книжной выставки. (Ответ: Мир народу, земля крестьянам, власть советам.)
Ведущий. Вы видите, что придя к власти, большевики объявили законы-декреты: Декрет о мире, провозгласил выход России из мировой войны. Всем воюющим странам предлагалось прекратить военные действия и заключить мирные договоры. Вторым важным декретом Советской власти был декрет о земле. Наконец-то российские крестьяне получили землю, отобранную у помещиков. Россия всегда была крестьянской страной, поэтому такое решение новой власти вызвало симпатии к ней и поддержку со стороны огромного числа сельских тружеников.
Другими декретами предусматривался переход власти на всей территории России к Советам.
Всем народам, проживавшим на землях бывшей Российской империи, предоставлялись равные права и свободы.
Уравнивались в правах женщины и мужчины.
Запрещался непосильный труд детей на заводах и фабриках.
К власти вместо Временного правительства из представителей разных партий пришло правительство большевиков - первое советское правительство, возглавил его Владимир Ильич Ульянов -…
Шестой вопрос: назовите вторую часть фамилии-псевдонима вождя. (Ответ: Ленин, если дети подготовленные, то можно спросит о настоящей фамилии – Ульянов).
Ведущий. О нем было написано много книг для советских детей.
Книги о детстве Ленина должны были дать детям образец – энергичного, прилежного мальчика Володю, который никогда не забывал о долге перед народом. Взрослый Ильич был олицетворением властей в образе улыбчивого добряка, который спасал Россию и любил детей.
Такие книги должны были вырастить из детей советских граждан, а симпатия к Ленину должна была превратиться в преданность советской власти. Дедушка Ленин представлял идеал, на основе которого дети могли оценивать себя и своих родителей, и если результат был не в пользу домашних, то возникал противовес их вредному влиянию.
Давайте послушаем один из рассказов о Владимире Ильиче Ленине (читаем один из рассказов З. Воскресенской).
Предлагаем детям самостоятельно ознакомиться с литературой с выставки. Подводим итоги викторины и заданий, награждаем участников.
Ведущий. О чем сегодня мы говорили? (Дети. О Великой Октябрьской социалистической революции.)
Напомню, что в память о жертвах всех взглядов был установлен День согласия и примирения, мы его отмечаем 7 ноября. Это день согласия и примирения людей разных политических взглядов. Храните мир вокруг себя и в стране.
Пора прощаться, до новых встреч в библиотеке.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 2-ой : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Демонстранты уходят

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка . Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

« Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1.

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2.

Революция - это души настежь! Сердце сбило всех обид замки, и в пустые ребра, как очей ни застишь, небо набивает синевы комки.

Чтец 3.

Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II . Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .

Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Леса, поля, и нивы, и степи, и моря, Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.

Ведущий 1. Наше мероприятие почтил своим присутствуем настоятель Покровской церкви села Атюрьево протоиерей отец Сергий. Предоставляем ему слово.

Выступление отца Сергия

Ведущий 2 . Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

100-летие Великой российской революции
1917 года

Уважаемые коллеги!

«Мы подошли к теме Революции 1917 года подготовленными. Ее широкое обсуждение проходило на различных площадках, в рамках разработки концепции преподавания отечественной истории в школе. Уже тогда было предложено рассмотреть Великую Российскую Революцию как сложный и драматичный процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы. События февраля и октября 1917 года, падение монархии и установление республики, выборы в Учредительное собрание и Корниловский мятеж, установление власти Советов и кровопролитную гражданскую войну…»

Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Остались считанные дни до 100-летней годовщины великого потрясения, затронувшего Россию, мир и весь ХХ век. 7 ноября - 100-летие Великой российской революции. До сих пор историки и исследователи не могут прийти к единому мнению, что же произошло с нашей страной в далеком 1917 году: был ли это переворот, спланированный вне России и воплощенный фанатичными марксистами, или же это естественный процесс развития общества, приведший к таким роковым событиям?

«Мы готовимся к грандиозной дате — 100-летию Великой российской революции 1917 года, которая навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века, — сказал на открытии круглого стола в Музее современной истории России Министр культуры РФ Владимир Мединский. Глядя на события почти столетней давности, мы не можем отрицать того факта, что сама попытка построения справедливого общества самым решающим образом не только изменила пути исторического развития России, но и оказала огромное влияние на народы всей планеты. При этом объективное изучение событий революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны».

Владимир Мединский также обратил внимание на необходимость уважительного отношения к памяти героев с обеих сторон — красных и белых, отстаивавших свои идеалы.

События 1917 года имели глубокие корни в истории нашего государства. Найти в настоящем мире ответы, куда и зачем мы идем, в чем наша ответственность за положение дел в современной России, невозможно без анализа истоков великого излома 1917 года.

Всестороннее и объективное изучение Великой российской революции и Гражданской войны помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Мы должны помнить уроки прошлого и предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие социальные и межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну. В отличии от Блока, Горького, … Гумилев ни полусловом не откликнулся на революцию 1917 года. Ни полусловом не поддержал и не оспорил действий советской власти. У него не было стихов, навеянных романтикой белого движения, как у Марины Цветаевой. Не пытался он, как Максимилиан Волошин, остановить примиряющим словом братоубийства в гражданской войне. Он отказался говорить с современностью на её языке. Но в 1921 году без особых улик его обвинили в заговоре против советской власти и расстреляли.

Чтобы двигаться дальше, нам необходимо с уважением отнестись к обстоятельствам, толкнувшим действующих лиц 1917 года занять ту или иную позицию. Нельзя постоянно делить предков на однозначно правых и виноватых, ведь каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины и лучшей жизни на земле.

Дань уважения предкам — лучшее средство для идеологического примирения, стимул для нового витка духовного развития, без которого немыслимо достойное существование нашего народа…»

Подводя итог круглого стола, было предложено использовать для общественного обсуждения при выработке единой платформы национального примирения:

- признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России;

- осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны;

- уважение к памяти героев обеих сторон Гражданской войны, искренне отстаивавших свои идеалы и не виновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;

- осуждение идеологии террора как политического инструмента -«революционного» или контрреволюционного»;

- понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.

Предлагаю вашему вниманию подборку полезных и интересных ссылок, названия мероприятий к этой дате, проекты, цитаты о революции, тесты, сценарии мероприятий и др. материалы, которые могут пригодиться коллегам в работе. Ранее информация по теме была .

Формы и названия мероприятий к 100-летию Революции

«1917 год в судьбах народов России»

«Февральский государственный переворот 1917 года:явные и скрытые механизмы»

«Центр и провинция в период революции 1917 года»

«Точка зрения. Кому нужны революции? Ожидания и последствия»: Круглый стол представителей молодежных общественных организаций

«Великая Октябрьская социалистическая революция или большевистский переворот? Дискуссии продолжаются»: круглый стол

«Крестьянство и казачество в России в годы революции 1917 года и

гражданской войны»

«Октябрь 1917 года: величайшее событие века или социальная катастрофа»: Диспут

Круглый стол «100-летие Февральской и Октябрьской революции: уроки, проблемы и пути достижения общественного, политического и гражданского согласия»

Конференция «Не мы сделали революцию, а революция сделала нас»: Открытый микрофон «Русская интеллигенция и революция в литературе XX века»

«100-летие революции 1917 года в России – осмысление во имя консолидации общества»: Круглый стол

переворот?»: Круглый стол

«Помнит ли Россия уроки октябрьской революции?»: Диспут

Всероссийская научно-практическая конференция «Революция 1917 года: взгляды современников и потомков»:

«Октябрьская революция: уроки истории»: Час размышлений

«Великий год в истории России и судьбы народов Поволжья»

«Женщины и революция»

«Десять дней, которые потрясли мир» (фотографии, документы, произведения искусства русского авангарда, связанные с революционными событиями)

«1917-й: уроки революции и современная Россия»

«Расстрелянный Кремль. Ноябрь 1917 года»: Альбом фотографий

«От февраля к октябрю 1917»: Буклет российских политических плакатов

«Свет и тени русской революции»

«Сто лет революций: 1917-2017. От стихии куправляемому хаосу»

Дискуссионный круглый стол «Диалог с историей: Мы и революция 1917 года»:

«1917 год: новые взгляды, новые подходы»

«Значение и смысл революции 1917 года в России (100-летнему юбилею посвящается)

«Лица революции. Крым. 1917 год» Круглый стол

Праздник исторической книги «Россия на историческом повороте»

Литературный час «Октябрь 1917 в судьбах России»

Урок исторической памяти «История России. Две революции 1917 г»

Литературно-поэтический час «Революция и судьба поэта» (судьба и творчество М.Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция «Там вдали, за рекой» (история Родины, рассказанная в песне)

Литературно-художественный вечер «Тема Октябрьской революции 1917 года в литературе»

Книжная выставка «Образ революции в литературе»

Книжная выставка «1917 год в мемуарах, дневниках, письмах»

Лекция «Тени истории»

Видеолекторий «Октябрьская революция: главное событие XX века или трагическая ошибка?»

Час истории «Революция в России: взгляд через столетие»

Торжественная линейка «Великий Октябрь. Взгляд через 100 лет»

Историко-литературная композиция «Мы свой, мы новый мир построим…»

Выставка-дискуссия «Белые и красные герои революции России»

Лекция «Женщины и революция»: к 100-летию предоставления женщинам России избирательного права

Книжно-иллюстративная выставка «Картина как документ эпохи

Цитаты о революции

«Революция всегда говорит о том, что власть имущие не исполнили своего назначения».

Н. А. Бердяев

Нам слышны громы: то – вековые

Устои рушатся в провалы;

Над снежной ширью былой России

Рассвет сияет небывалый.

В обломках троны; над жалкой грудой

Народы видят надпись: «Бренность».

И в новых ликах, живой причудой

Пред нами реет современность.

В. Брюсов

«В ком сердце есть – тот должен

Cлышать время…»

О. Мандельштам

Все революции кончались реакциями. Это — неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.

Народу кажется, что он свободен в революциях, это — страшный самообман. Он — раб темных стихий… В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы… Революция… случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.

Николай Александрович Бердяев

Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.

Николай Александрович Бердяев

Терроризм исчезнет у нас тогда, когда исчезнет мысль действовать революционным путем.

Лев Александрович Тихомиров

Кажется иногда, что в России нет вовсе революций, а есть только бунт — вечный бунт вечных рабов.

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Фантазерское состояние ума, обычное во всем среднем образованном кругу нашем, достигает высшего выражения у революционеров.

Лев Александрович Тихомиров

Русская революция есть последнее действенное и всенародное проявление нигилизма.

Семен Людвигович Франк

Русская революция, так как она произошла, могла произойти только в России.

Семен Людвигович Франк

Русская революция покончила с Россией как частью Европы.

Петр Николаевич Савицкий

Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный – мятежом.

Джозеф Пристли в 1791 г .

Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение.

Николай Бердяев

Революция – это братание идеи со штыком.

Перефразированный Виктор Гюго

Революция – варварский способ прогресса.

Жан Жорес

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Николай Бердяев

Таким образом, за крушением России в 1917 году и ее выходом из войны стоят прежде всего политические причины: а именно нежелание правительства и оппозиции забыть о своих разногласиях перед лицом общего врага. И никогда еще отсутствие в России духа национальной общности не получало столь сурового и печального подтверждения.

Цитата из книги Агония старого режима. 1905-1917

Боюсь, что теперь Россия пройдет через все стадии революционной лихорадки и ничто не поможет ей, даже если это будет длиться годами — пока новая форма власти, вероятно, деспотическая и непредсказуемая по своему характеру, не возникнет из этого хаоса.

Ещё не попало нам и росинки

от этих самых февральских свобод,

а у оборонцев — уже хворостинки —

«марш, марш на фронт, рабочий народ»

Вл. Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

В этот день встревоженный сановник

К телефону часто подходил,

В этот день исуганно, неровно

Телефон к сановнику звонил.

В этот день, в его мятежном шуме,

Было много гнева и тоски,

В этот день маршировали к Думе

Первые восставшие полки!

В этот день машины броневые

Поползли по улицам пустым,

В этот день… одни городовые

С чердаков вступились за режим!

В этот день страна себя ломала,

Не взглянув на то, что впереди,

В этот день царица прижимала

Руки к холодеющей груди. <...>

Вопрошает совесть, как священник,

Обличает Мученика тень…

Неужели, Боже, нет прощенья

Нам за этот сумасшедший день?!

Арсений Несмелов, «В этот день»

…Февральская революция была только оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции.

Лев Троцкий, «История русской революции», том 1 («Февральская революция»)

Февральская революция часто описывается как рабочее восстание, поэтому важно подчеркнуть, что в первую очередь это был солдатский мятеж — бунт вчерашних крестьян, которых власти из экономии содержали в переполненных казармах в самом сердце империи, что, по словам одного современника, было «равносильно раскладыванию костров вокруг порохового погреба».

Ричард Пайпс

Лучшие люди русской революции принесли величайшие жертвы, погибли молодыми, безымянными, расшатавши трон — принесли такие жертвы, что в момент революции у этой партии не осталось сил, не осталось людей, чтобы повести Россию за собой.

Трещина, по которой раскололось время — не только России, но мира, где по одну сторону — весь гуманизм девятнадцатого века, его жертвенность, его нравственный климат, его литература и искусство, а по другую — Хиросима, кровавая война и концентрационные лагеря, и средневековые пытки и растление душ — предательство — как нравственное достоинство.устрашающая примета тоталитарного государства.

Варлам Шаламов, «Золотая медаль», 1966

Февральская революция была народной революцией, началом начал и концом концов.

Для России рубеж свержения самодержавия был, может быть, внешне более значительным, более ярким, что ли, чем дальнейшие события.

Варлам Шаламов, «Четвёртая Вологда», 1971

И к концу , до октябрьского переворота, уже совершенно понятно, что режим февральский упал и только приходи, бери кто хочешь, поднимай власть с земли. Тáк ведь октябрьский переворот и был сделан — кучкой людей, в одном городе, за несколько часов, — просто подняли упавшую власть.

Александр Солженицын, 1982.

"Самый непримиримый революционер на следующий же день после революции становится закоренелым консерватором".

Ханна Арендт

"То, что у нас называют «революцией», есть сплошная дезорганизация и разложение, смерть государства, нации, культуры".

Н. А. Бердяев

"Старая власть, старая монархия не была у нас свергнута революцией, она сгнила, разложилась и бесславно пала, как падает гнилое яблоко с дерева. Но яд от гниения старой России остался внутри народного организма и продолжает разлагать жизнь русского народа. Вот эти процессы гниения старой России и принимают у нас за «развитие и углубление революции»".

Н. А. Бердяев

"В России никакой революции не было. Пора уже сорвать маски и изобличить подлинные реальности. Русская революция есть чистейший призрак. В ней нет существенных признаков революции в западноевропейском смысле этого слова".

Н. А. Бердяев

"Вся русская «революция» есть тяжелый кошмар, приснившийся русскому народу от его бессилия и болезни, есть призрак, созданный расстроенным воображением народа слабого и потерявшего духовный центр".

Н. А. Бердяев

"Кошмары и призраки дома умалишенных выпущены на свободу и гуляют по земле русской. Все, что происходит, есть лишь иллюстрация к «Бесам» Достоевского, книге поистине пророческой. Все безысходно, как в кошмаре, все повторяется и возвращается, бесы кружатся, и нельзя вырваться из этого бесовского круга".

Н. А. Бердяев

"В этом быстром развитии общественных событий, охватившем известную часть населения России, сказалась вновь та титаническая сила внушения, которая на подготовленной почве побуждает массы к однородным действиям при малейшем поводе".

В. М. Бехтерев

"Революцию готовят гении, совершают фанатики, а плодами их пользуются мерзавцы".

Отто фон Шенхаузен Бисмарк

"Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда - о великом".

А. А. Блок

"[...] революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя? Главарями наиболее умными и хитрыми вполне сознательно приготовлена была издевательская вывеска: «Свобода, братство, равенство, социализм, коммунизм!» И вывеска эта еще долго будет висеть – пока совсем крепко не усядутся они на шею народа".

И. А. Бунин

"Я в Петербурге почувствовал это особенно живо: в тысячелетнем и огромном доме нашем случилась великая смерть, и дом был теперь растворен, раскрыт настежь и полон несметной праздной толпой, для которой уже не стало ничего святого и запретного ни в каком из его покоев. И среди этой толпы носились наследники покойника, шальные от забот, распоряжений, которых, однако, никто не слушал. Толпа шаталась из покоя в покой, из комнаты в комнату, ни на минуту не переставая грызть и жевать подсолнухи, пока еще только поглядывая, до поры до времени помалкивая. А наследники носились и без умолку говорили, всячески к ней подлаживались, уверяли ее и самих себя, что это именно она, державная толпа, навсегда разбила "оковы" в своем "священном гневе", и всё старались внушить и себе и ей, что на самом-то деле они ничуть не наследники, а так только - временные распорядители, будто бы ею же самой на то уполномоченные".

И. А. Бунин

"В мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы - и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны - величайшая на земле страна".

И. А. Бунин

"Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей ее истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!"

И. А. Бунин

"А сколько дурачков убеждено, что в российской истории произошел великий "сдвиг" к чему-то будто бы совершенно новому, доселе небывалому!"

И. А. Бунин

"[…] одна из самых отличительных черт революций - бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна".

И. А. Бунин

"Революция и революционные потрясения, конечно, являются для общества бедствиями, и потому оно может прибегать к ним только для достижения достаточно значительного, прочного и продолжительного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия..."

Поль Анри Гольбах

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

Тема: «100 лет Революции 1917 года»

Цель:

- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 г.;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Участники: студенты техникума

Преподаватель: Урбанова Нина Владимировна

Оформление и оборудование:

- презентация «Революция 1917»

Музыкальное сопровождение;

Проектор, компьютер

Ожидаемый результат: повышениеинтереса к изучению истории своей страны, положительные эмоции, сплочение коллектива, желание студентов участвовать в других мероприятиях техникума.

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте! Сегодня мы проводим мероприятие посвященное столетию Революции 1917 года. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. (Слайд 1 и 2).

Первый ведущий: Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков (Российская социал-демократическая партия большевиков), ведомая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного страну возглавило пролетарское правительство. (Слайд 3).

Второй ведущий: Цели октябрьской революции 1917 года (Слайд 4).

    Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое

    Искоренение эксплуатации человека человеком

    Равенство людей в правах и обязанностях

    Борьба против войн

    Мировая социалистическая революция

Под музыкальное сопровождение выходят студенты и выкрикивают лозунги революции:

    «Власть - Советам»

    «Мир - народам»

    «Земля - крестьянам»

    «Фабрики - рабочим»

Первый ведущий: Октябрьская революция началась в результате ряда фактов: (Слайд 5).

    в 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в , положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий;

    национальные конфликты;

    накал классовой борьбы. Крестьяне, веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей, были готовы к решительным действиям;

    распространенность социалистических идей в обществе.

Второй ведущий: Партия добилась огромного влияния на массы. (Слайд 6).

В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками под предводительством В.И. Ленина. Они захватили Зимний дворец и арестовали Временное правительство.

Вечером 25 октября на 2-м Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов было объявлено, что власть переходит ко 2-му съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

26 октября были приняты декреты о мире и о земле. На съезде было образовано советское правительство, названное Советом народных комиссаров, в которое вошли Ленин (председатель), Л.Д. Троцкий (народный комиссар по иностранным делам), (народный комиссар по национальным делам). Была введена Декларация прав народов России, в которой говорилось, что все люди имеют равные права на свободу и развитие, нет больше нации господ и нации угнетенных.

В итоге Октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты - в руки рабочих.

Первый ведущий: Итоги октябрьской революции 1917 года (Слайд 7).

    В России полностью сменилась элита. Та, что властвовала в государстве 1000 лет, задавала тон в политике, экономике, общественной жизнь, была примером для подражания и предметом зависти и ненависти, уступила место иным, кто до того действительно «был ничем»

    Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

    Царя сменил Сталин, приобретший значительно большие чем любой российский император, полномочия

    Идеология православия сменилась коммунистической

    Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу

    Грамотность населения стала всеобщей

    Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений

    В СССР не было безработицы

    В последние десятилетия руководство СССР добилось почти полного равенства населения в доходах и возможностях

    В Советском Союзе отсутствовало деление людей на бедных и богатых

    В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами

    Катастрофически изменился генофонд страны

    Отсутствие стимулов к труду, абсолютная централизация экономики, огромные военные расходы привели Россию (СССР) к значительному технологическому, техническому отставанию от развитых стран мира.

    В России (СССР) на практике полностью отсутствовали демократические свободы - слова, совести, демонстраций, митингов, печати (хотя и декларировались в Конституции).

    Пролетариат России жил материально значительно хуже, чем рабочие Европы и Америки

Преподаватель: Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции. Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны.

Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

В 1996 году указом Ельцина он был просто переименован и стал называться День примирения и согласия. В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём - 4 ноября, который получил название День народного единства.

По мнению ученых, Великая Октябрьская революция – это очень противоречивое явление. Однозначной оценки по-прежнему нет, потому что одни считают ее величайшей трагедией в истории России, а другие уверены – революция выдвинула нашу страну на ведущие позиции в мире. Скорее всего, эти споры не утихнут еще долго. Главное – извлечь правильные уроки.

Миронова Валентина Борисовна
Должность:
Учебное заведение: МКОО "Просекская основная школа"
Населённый пункт: Костромская область, Антроповский район, д. Просек
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорогами Октябрьской революции"
Дата публикации: 25.04.2017
Раздел: среднее образование

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

"Просекская основная школа"

Антроповского муниципального района Костромской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого 100-летию Великой российской революции.

«Дорогами Октябрьской революции»

учитель истории и обществознания

Просек 2017

Цель: познакомить обучающихся с историей Великой октябрьской революции 1917

Задачи:

воспитание интереса к историческому прошлому России;

воспитывать понимание и уважение к историческим событиям нашего

государства.

Ведущий.

исполняется

Октябрьской

российской

революции. Столетняя история этого события связана с героическими страницами

независимость

становление

Российского

государства. Год столетия революции – хороший повод вспомнить о том, что это

событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Президент

В.В.Путин

кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

И алые знамёна, и оркестры,

И воинскую мощь у стен Кремля,

И праздничных колонн родные песни».

(Л.П. Масловский)

российская

революция

навсегда

останется

важнейших

событий XX века. Октябрьская революция решающим образом изменила

пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов

всей планеты.

Сегодня мы перелистаем страницы Великой Октябрьской революции и узнаем,

как это было.

В.И.Ленин

возвратился

Петроград.

Финляндского вокзала солдаты тесным кольцом окружили Владимира Ильича Ленина,

который просто и понятно говорил о том, что волновало в те дни каждого рабочего и

крестьянина, - о земле и свободе, о том, как покончить с войной.

Учитель истории.

Н.К.Крупская вспоминала: «Солдаты становились на лавки, чтобы лучше видеть

и слышать того, кто так понятно говорил о насущных проблемах. И с каждой минутой

росло их внимание, напряженнее делались их лица».

Из воспоминаний Н.И.Подвойского: «Ветер, врывающийся на площадь с Невы,

подхватывает

полотнища

плакатов,

покрывается багровым пламенем. Спустившись на первую ступеньку вагона, Ленин

взглядом

встречающих,

поднимает

радостно

Непередаваемый энтузиазм охватывает встречающих. По всему перрону гремит буря

оваций, приветственных лозунгов. Когда В.И.Ленин сказал слово «Товарищи!», то

каждый почувствовал в нём глубину и силу любви его к народу.

Ведущий.

От Финляндского вокзала началось грандиозное ночное шествие на Петроградскую

сторону. В эту В.И.Ленин ещё несколько раз говорил с рабочими, жадно ловившими

каждое его слово.

Учитель истории.

А.А.Андреев писал: «Ленин гениально, с необыкновенной убеждённостью, которая

чувствовалась в каждом его слове и жесте о революции, которая должна была победить

через несколько месяцев».

Ведущий.

В.И.Ленин

выступил

совещании

Таврическом

докладом, где изложил свои знаменитые Апрельские тезисы. Так, едва вернувшись на

Родину, Владимир Ильич стал у руля революции.

Наступил май 1917 года. Трудящиеся России впервые открыто и свободно праздновали

Первомай. В июле в Петрограде прошли демонстрации. Рабочие, солдаты и матросы

шли с лозунгами, их приветствовал В.И.Ленин.

подготовке Великого Октября. Ленина в Петрограде не было, он находился недалеко от

Петрограда

приезжали

Дзержинский,

Орджоникидзе,

В.И.Ленин передавал указания и советы.

которых призывал создавать отряды Красной гвардии и готовить экипажи кораблей.

квартире в Выборгском районе. На следующий день Ленин написал статьи, в которых

вождь ещё раз подчеркнул, чтобы все готовились к вооружённому восстанию.

Наступили решающие дни революции. На заводах и фабриках прозвучали сигналы к

красногвардейцев.

отправлялась

Смольный,

занимали

правительственные

учреждения,

руководства

сходились

Владимир

внимательно

событий, отправлял в Смольный указания, как действовать. Революционный штаб в

Смольном с величайшей энергией и решимостью готовил выступление.

сил. В тот же день красногвардейцы заняли Финляндский вокзал.

Смольный

В.И.Ленин.

революции

непосредственно у штурма восстания.

История навсегда сохранит неповторимую картину, которую являл собой в эту

ночь великий русский город на Неве. Дул сырой холодный ветер. В тумане мигали

редкие фонари. В ночном мраке сверкал огнями Смольный – штаб восстания, центр

разразившейся

революционной

надеждой

обращались

исстрадавшихся рабочих и солдат, жаждавших мира, земли, справедливости и свободы.

Учитель истории.

Измождённый, в изорванной одежде рабочий остановился перед Смольным,

Революция!»

бросился

смешался с толпой. Это был один из делегатов II Всероссийского съезда Советов,

которые прибывали со всех концов страны в Смольный, чтобы сказать о рождении

новой России.

Ведущий.

Смольный гудел, как взбудораженный улей. Всё в эту ночь двигалось или от

Смольного,

Бесконечным

представители

Петроград находился в руках восставших. На заводах и фабриках, в казармах и на

улицах ликующие рабочие и солдаты читали первый документ, в котором были слова:

«Да здравствует революция!» В Смольном собирались депутаты. Экстренное заседание

Совета открылось в 2 часа 35 минут дня.

Учитель истории.

Н.И.Подвойский вспоминал: «Когда на трибуне после четырёхмесячного перерыва

появился

депутаты

любимого

разразился бурными аплодисментами. Все встали с мест. Никогда Ленин не был таким

торжественным и взволнованным, как в этот момент. Вдохновенно и просто прозвучали

его слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё

время говорили, свершилась».

Ведущий.

Для завершения революции оставалось взять Зимний дворец. Невдалеке от дворца, у

Николаевского моста, стоял крейсер «Аврора». В 9 часов 45 минут вечера раздался

орудийный

сознании

человечества

исторический залп «Авроры», возвестивший миру о начале новой эры.

Учитель истории.

Н.И Подвойский так рассказывал об этом историческом моменте: «Во тьме

ночной, озарённые бледным, затуманенным дымом, светом, со всех прилегающих улиц

и из-за ближайших углов неслись цепи красногвардейцев, матросов и солдат. В воздухе

стояло сплошное победоносное «Ура!», захватывающее, объединяющее».

Ведущий.

Смольном

открылся II Всероссийский съезд Советов. Он представлял всю трудовую

Россию. Здесь были делегаты от провинций и национальных районов. На съезде Ленин

говорил о мире, о земле.

Учитель истории.

Делегат II

Всероссийского

С.А.Аралов

рассказывает

выступлении В.И.Ленина с докладом о мире: «Сердца исстрадавшихся людей рвались к

миру. «Что ж, братец ты мой, будет замирение или нет?» - спрашивали часто делегаты.

Наконец настал момент, когда поднялся и заговорил об этом Ленин. Первые

слова сразу всех захватили: «Вопрос о мире есть жгучий вопрос, больной вопрос

современности. О нём много говорено, написано, и вы все, вероятно, немало обсуждали

его». Кто-то воскликнул: «Только думаем, и говорим о мире. Правда, твоя, товарищ

Ленин!» И когда В.И.Ленин оглашал декрет о мире, стояла такая тишина, будто люди

даже дышать перестали. А потом, как будто весь зал вздохнул облегчённо – и вслед за

этим вихрь и гром аплодисментов, радостных криков.

Ведущий.

II Всероссийский съезд Советов выполнил волю народа – он принял историческое

знаменосцем

Ленинская

определила внешнюю политику нового государства. Огромное значение имело решение

вопроса о земле.

Наше мероприятие я хочу закончить такими словами:

«Когда-то так оно и было:

Был красный день календаря,

Но почему-то всё забылось

С годами, а наверно, зря!

Ведь это был прекрасный праздник

И для людей, и для страны».

Я думаю, что пройдёт ещё немало времени, и всё встанет на свои места, и день 7

ноября, как и прежде, станет одним из главных праздников страны.

В.В.Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так

давайте не забывать уроки прошлого.







2024 © mgp3.ru.