Основные направления деятельности методической службы. Организация методической работы в образовательном учреждении Структура методической службы в образовательной организации


  1. Мкоу нижнеиргинская сош методическая работа как условие повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты (внеурочная деятельность)

    Документ

    МКОУ Нижнеиргинская СОШ Методическая работа как условие повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты (... Посещение внеурочных мероприятий Анализ работы 10 Май Педагоги ДО, классные руководители. Анализ...

  2. Профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования

    Документ

    ... профессионализм педагога как условие развития муниципальной системы образования, следует выделить главные задачи по повышению профессионализма учителя...

  3. Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы

    Методические рекомендации

    ... работой педагогов , часть системы повышения профессионализма . Выбирая вариант методической работы ... педагогов к организации методической работы , быть руководителем МО, входить в состав творческой группы и т. д. Необходимые условия для методической работы ...

  4. Методические рекомендации организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в школе составитель

    Методические рекомендации

    Научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма . Психологическая готовность... а также создание необходимых условий реализации программы методической работы педагогов в русле повышения их квалификации к осуществлению...

  5. Методической работы мбоу «Прогимназия №51» на 2014-2015 учебный год Белгород 2014

    Документ

    Задачи методической службы Цель: создание условий для развития учительского потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для... в конкурсах 7. Изучение положительного опыта работы прогимназии как областной стажерской площадки. В течение...

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФПКП В и ССУЗ

Грязен Т.В.

слушатель курсов «Менеджмент в образовании»

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

выпускная квалификационная работа

Оценка_________________

Дата защиты 06 ноября 2012 г .

Протокол № _________

Председатель ГАК _________

/Кузнецова А.Г./

Хабаровск, 2012

Выпускная квалификационная работа

выполнена на кафедре ФПКП В и ССУЗ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента……………………………….…….6

1.1. Значение методической работы на современном этапе развития системы образования……………………………………………………………………….….6

1.2. Формы методической работы…………………………………………………7

1.3. Структура методической службы в образовательном учреждении…….…..9

1.4. Функции управления методической работой ……………………...………..11

Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении…………………………………...………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в России значительно возросли требования со стороны государства и общества к школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 года, одним из основных направлений реформы названо повышение качества и эффективности образовательного процесса. Инновационная экономика государства формирует новую модель образования до 2020 года. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе» - президентская инициатива «Наша новая школа». Все сложнее разобраться школьному учителю в потоке инноваций. Профилизация и информатизация образования, ЕГЭ и дистанционные формы обучения, изменение содержания образования и новые требования к его качеству. Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов.

Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Современная методическая служба образовательного учреждения (ОУ) является качественно новым этапом развития в этой области.

Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникли противоречия между:

Необходимостью модернизации системы управления методической работой в образовательном учреждении и отсутствием теоретических основ стратегии и тактики этой модернизации;

Повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;

Сохранением традиционных подходов в управлении методической работой в школе и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы.

Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования : «Управление методической работой в образовательном учреждении ».

Цель исследования – научное обоснование и разработка модели управления методической службой для образовательного учреждения.

Объект исследования - методическая служба в образовательном учреждении.

Предмет исследования - формы, методы, методики реализации функций управления методической работой в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования - эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении

С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:

    Разработать адекватную модель организации методической службы школы в условиях модернизации образования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы : критический анализ философской, управленческой, психологической, исторической, педагогической литературы по проблеме исследования; контент-анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности учителей и руководителей ОУ.

Глава 1. Управление методической работой как одно из важнейших направлений образовательного менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении , что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

В начале работы нами были определены следующие задачи:

    Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.

    Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.

    Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.

    Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.

Все вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.

Приложение 1

Модель управления методической службой образовательного учреждения (МСОУ)

1. Администрация ОУ

2. Педагогический совет

3. Методический совет

4. Инновационный совет

5.Методические объединения

6.Инновационные площадки

7.Методический кабинет ОУ

8. Библиотека ОУ и др.

Участие

1.Аналитический

2. Диагностический

3. Проектный

4.Организационно-методический

5.Координационный

6.Контрольно-экспертный

1. Учителя, педагоги

2.Руководители ОУ,МО

3.Классные руководители

4.Методисты ОУ

5.Психологи, тренеры

6.Кружководы

7.Логопеды, медики

8. Социальные педагоги

9.Мастера ПО и др.

Внутренние условия для ведения методической работы и

инновационной деятельности

Приложение 2

Распределение функций управления инновационно-методической работой в образовательном учреждении.

Приложение 3

Перечень документации по методической работе школы (вариативный).

    Приказ о назначении на должность.

    Функциональные обязанности.

    Приказы об открытии и назначении председателей МО

    Структурно-функциональная модель МС (методической службы)

    Комплексно-целевая программа развития МС школы.

    Образовательные программы (раздел плана школы «Методическая работа»)

    Анализ итогов методической работы за прошедший год.

    План методической работы школы на новый учебный год.

    Банк данных об учителях.

    Циклограмма работы.

    План-сетка методической работы на каждый месяц.

    План опытно-экспериментальной работы.

    План работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями.

    Положение о МО и кафедрах.

    Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении.

    Календарно-тематическое планирование по предметам, по индивидуальным занятиям.

    Программа факультативов и предметных кружков.

    План проведения методической недели.

    Перспективный план аттестации учителей.

    Перспективный план повышения квалификации учителей.

    График прохождения аттестации учителей.

    График повышения квалификации учителей.

    График и планы проведения предметных недель.

    График проведения конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д.

    График проведения открытых уроков учителями МО.

    Сведения о профессиональных потребностях учителей.

    Сведения о темах самообразования учителей и их реализации.

    Информационно-аналитические и отчетные документы по методической работе.

    Портфолио учителей.

Приложение 4

Перечень основных мероприятий по методическому обеспечению учебного процесса в школе (вариативный).

5-8 уроков в неделю

Приложение 5

Виды и формы работы педагогов.

Источник
повышения
квалификации

Виды и формы работы

Систематическое обучение. Курсы

Посещение курсов в Курганской области, информирование об альтернативных курсах, городских и окружных мастер-классах, семинарах.
Посещение проблемных семинаров на базе школы.
Общение с представителями педагогической науки.

Эксперимент. Практика

Возможность получения консультации по проведению эксперимента, внедрению новой технологии

Систематизация и обобщение опыта под руководством научного консультанта
Руководство секцией научного общества учащихся (НОУ)

Самообразование

Работа в информационном центре (библиотека, телестудия, компьютер). Ознакомление с обзором новинок методической литературы. Заказ необходимой литературы по системе МБА. Ознакомление с тематическими каталогами профессиональных издательств, возможность централизованного заказа учебно-методической литературы. Участие в работе межпредметного университета в качестве слушателя и лектора.

Общение

Посещение и проведение мастер-классов (внутри школы)

Ознакомление с обзором новинок методической литературы

Приложение 6

Анкета «Школа глазами учителя»

Обведите ответ, который соответствует Вашему мнению о школе.

Да – 1, не совсем – 2, нет – 3, не знаю – 4.

Приложение 7

Диагностическая анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

    Педагогика сотрудничества.

Психолого-педагогическое изучение личности школьника

Стиль общения с учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

    Работа с родителями.

Обеспечение единства действия учителей и родителей

Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

Организация и проведение родительских собраний

    Обобщение и использование педагогического опыта

Использование передового педагогического опыта в своей практике

Тема собственного опыта

Приложение 8

Анкета по выявлению степени удовлетворенности.

    Нравится ли Вам Ваша работа?

    1. Очень нравится

      Пожалуй, нравится

      Работа мне безразлична

      Пожалуй, не нравится

      Очень не нравится

    Хотели бы Вы перейти на другую работу?

    1. Да

      Нет

      Не знаю

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е) требовательность

ж) способность разбираться в людях

з) справедливость

и) доброжелательность

4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________

5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем коллективе есть всякие люди,

В) многие люди малоприятные.

7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием материальной базой

Б) загруженностью работой

В) количеством часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими условиями

Е) отношениями с администрацией

Ж) возможностью повышения квалификации

10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не плохо, можно лучше

В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

Приложение 9

Оценка компетентности и сплоченности коллектива.

              1. Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?

                Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

                Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

                Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

                Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?

                Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

                Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?

                Терпим ли учитель к инакомыслию?

                Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?

                Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

                Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?

                Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?

                Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

                Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?

                Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?

                Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?

                Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?

                Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?

                Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

                Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?

                Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?

                Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

                Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

                Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?

                Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?

                Использует ли учитель ИКТ?

                Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?

                Умеет ли учитель понимать ребенка?

                Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?

                Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?

                Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?

                Помогает ли учитель самовыражению учащихся?

                Умеет ли учитель влиять на учащихся?

                Создает ли учитель психологический комфорт?

                Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?

Приложение 10

Портфолио учителя (вариативный).

Самоанализ деятельности учителя в 20__году.

ФИО__________________________________________

Дата заполнения_____________________________

              1. Повышение квалификации:

Тема курсовой подготовки_____________________

Тема самообразования__________________________________

Результат работы по теме___________________________________

              1. Используемая литература:

________________________________________________________________________________________________________________________________

              1. Частота работы с периодикой_______________________

                Какие учебные занятия для Вас полезны?__________________________________________________________

                Опишите посещенные и запоминающиеся мероприятия Ваших коллег?

                В каких методических мероприятиях Вы участвовали?

                Какой методический метод, прием Вы освоили в этом году

                Участие в конкурсах.

                Название открытого урока.

                Совместная деятельность с обучающимися:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Портфель личных профессиональных достижений учителя.

ФИО_________________________________________________

Образование___________________________________________

Мой стиль работы:

Участие в опытно-экспериментальной работе.

Повышение профессионального мастерства.

Сведения о повышении квалификации.

Персональный лист контроля учителя на 20__/__год.

ЛИТЕРАТУРА

    Адамский, А.И. Школа сотрудничества / А.И. Адамский. - М.: , 2000.- 80с.

    Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.

    Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2006.-№1 .-С.25-27.

    Дружинин, В.И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2009, - 38 с.

    Лизинский В.М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 160с.

    Н.Моисеев А.М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. - 2003. - №3. - С. 27.

    Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.-176с.

    Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 1997.-350с.

    Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2002.

    Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами:учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России, 1999.-427с.

    Управление качеством образования./под ред.М.М.Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000.-448с.

    Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2003.-54с.

Разделы: Администрирование школы

Главным предназначением методической работы является подготовка кадровых ресурсов, способных создавать условия для повышения качества образовательных услуг, развития образовательного учреждения.

В понятие “подготовка кадров” включаю создание условий для:

  • профессионального творчества педагогов;
  • использования передового опыта;
  • анализа профессиональной деятельности, самообразования;
  • обмена опытом и распространения его;
  • возможности развиваться и самосовершенствоваться

Педагогический коллектив нашей школы состоит из 55 педагогов, для которых такие условия позволяют иметь высокий уровень квалификации. (2004 -2005г.-90%, 2005-2006г.-91%, 2006-2007г.-90%)

Педагогический коллектив начинает обновляться, средний возраст-42 года, по стажу работы распределились так: от 0 до10 лет – 32%, с 10 до 20 лет – 22 %, свыше 20 лет – 36%.

Как достигается такой уровень квалификации? Какова при этом роль методической службы и её деятельности?

Методическая работа нашей школы строится на основе диагностики, анализа, мониторинга и прогнозирования с учётом достижений науки и передового педагогического опыта, изменений в структуре и содержании, отвечающих современным требованиям и направлена на сопровождение опытно-экспериментальной инновационной деятельности в рамках программы развития образовательного учреждения и создание соответствующей образовательной среды.

Такой подход определяет понятие “модернизация”. Отсюда методическая тема школы:

“Модернизация методической службы с целью оптимального и эффективного развития личности в учебно-воспитательном процессе”)

План её реализации разработан в одноимённом 4 летнем проекте, цель которого “Осуществление инновационной работы в модернизированной структурно-функциональной модели методической службы, сориентированной на развитие творческой личности как учителя, так и ученика, развивающихся в личностно-ориентированном педагогическом пространстве”

В модели организационной структуры школы методическая служба её подструктуры занимает центральное место, так как содержание её работы – это целостная, основанная на анализе учебно-воспитательного процесса и достижениях науки и передового опыта система мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие инновационной, реализацию опытно-экспериментальной деятельности школы, а значит на качественное образование и развитие субъекта- обучающегося.

Своевременно сказать, что методическая служба качественно сопровождает УВ процесс, отмечен рост качества обучения.

Учебный год 2004-2005 2005-2006 2006-2007 I четв.2007-2008
Качество обучения 36% 37,8% 42,6% 44,5%

Результаты не случайны. Механизмом реализации программы развития являются инновации, которые приводят к качественным изменениям в обучении, воспитании, условиям образовательной среды. Приложение 1.

В структуре научно-методической службы выделены подструктуры, которые появились и функционируют в связи с опытно-экспериментальной деятельностью ОУ.

Главное действующее лицо в ней – методический совет.

Деятельность его начинается с анализа, причем это рейтинговый анализ, в котором прослеживается участие педагогов на всех уровнях выраженное в баллах. Учитывая результаты мониторинга методической деятельности структурных подразделений методической сети, роста профессионального мастерства и содержание затруднений в работе учителя, промежуточных итогов опытно-экспериментальной работы и других показателей планируется содержание основных направлений работы всех подструктур, а от них для каждого учителя.

При планировании руководствуемся принципами:

1) научность,

2) целостность,

3) системность.

4) перспективность,

5) конкретность и актуальность,

6) коллективность.

Направления работы научно-методической службы.

I. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

а) Обновление содержания образования;

б) Новые образовательные и педагогические технологии:

1. Технология развития критического мышления.

2. Технология обучения в свободном пространстве: в информационном, экологическом, культурологическом, этнографическом пространстве уроков.

3. Интегрированная рефлексивная образовательная технология “Мастерская”.

4. Технология реализации принципа ценностной ориентации и успеха.

5. Технология проектного обучения. Информационные технологии.

II. Управление и контроль.

III. Организационно-методическое обеспечение системы повышения квалификации педагогического коллектива.

IV. Инновационная деятельность.

V. Научно-методическая работа с учащимися.

Какие изменения, инновации наметились в организации и содержании методической службы?

1. Изменена структура методической службы, нацеленная на создание условий для каждого педагогического работника школы по его профессиональному росту в соответствии с новыми задачами деятельности школы.

2. Формируется банк педагогического опыта в сфере гуманной педагогики.

3. Введены новые формы (для школы) непрерывного педагогического образования:

а) Методологический семинар, деятельность которого пролонгирована с сентября до конца учебного года (постановка проблемы – реализация индивидуальных маршрутов по её изучению)

б) Подготовка и публикация печатной продукции педагогами школы с целью обобщения лучшего педагогического опыта.

г) Участие в научно – практических конференциях, конкурсах всех уровней, в том числе дистанционных.

4. Разработаны и апробируются новые формы документации педагогов: планы уроков, памятки учителю при подготовке к уроку.

Какие создаются условия и проводятся мероприятия для непрерывного повышения квалификации, организуемые внутри школы?

Педагогические советы:

1. Формирование ключевых компетенций в соответствии с требованиями модернизации образования.

2. Социально-педагогическое проектирование развивающего пространства учащихся с использованием системно- деятельностного подхода.

3. Современный открытый урок.

4. Организация ситуации успеха на уроке.

5. Панорама воспитательной работы: перспективы и пути развития в рамках проекта школы достижений.

6. Роль моего предмета в будущей жизни ученика.

Тематические практические и теоретические семинары:

1. Организация предпрофильной подготовки, профильного обучения и разработка предметных учебных программ элективных курсов.

2. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения.

3. Совершенствование рефлексивных умений.

4. Основы развития личности учителя и ученика в новых социокультурных условиях.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

6. Использование средств Музейной педагогики в учебно- воспитательном процессе.

Оформляются информационные тематические стенды в методическом кабинете:

1. Современный урок (формы, виды, структура).

2. Педагогические технологии.

4. Материалы опытно-экспериментальной деятельности.

5. Профильное обучение.

Причём это не только стенды, но и целые подборки таких материалов в папках.

Ведется внутришкольная курсовая подготовка обучению новым технологиям.

1. Обучение по системе Л.В.Занкова (4 семинара +практическое занятие с лентой открытых уроков учителями-занковцами) для соблюдения преемственности в обучении.

2. Обучение информационным технологиям:

а) Пользователь, быстрая печать, переработка и создание новой информации.

б) Технология создания презентаций.

Методическая выставка:

Например, “Выставка портфолио педагогов” приняли участие около 50 портфолио учителей, руководителей МО, педагогов дополнительного обучения (с подведением итогов).

Ежегодный конкурс “Методических идей” (идет 4 год)

1. Конкурс разработок уроков с компетентностным подходом в обучении.

2. Конкурс разработок уроков построенных на основе развивающего обучения системы Л.В.Занкова (для учителей предметников).

3. Конкурс разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий.

Мастер-классы, обобщение опыта педагогов.

1) Формирование информационной культуры старшеклассников через экономическую подготовку.

2) Интеграция на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

3) Место интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка (МО).

4) Повышение качества обучения математике через педагогические компетенции учителей.

5) Проектная деятельность на уроках технологии

Предметные декады.

1) Мероприятия объединяются методической тематикой. Необходимо при проведении мероприятий показать применение различных технологий, реализацию практической части темы по самообразованию, либо показать реализацию темы эксперимента и т.д.

2) Все мероприятия оформляются в разработке с доказательной базой фото или видео материалов.

3) Закрытие декады проходит в форме презентации, анализа.

  • Методический месячник, методическая неделя, методический день с определенной целью и тематикой, методическим заданием, вытекающим из задач методической службы.
  • Педагогический марафон “Урок XXI века” (с целью показать использование компетентностного подхода, создание ситуации успеха, проектирование, интеграция).
  • Ленты открытых уроков (в рамках темы по самообразованию, экспериментальной деятельности, используя средства музейной педагогики).
  • Дистанционные конкурсы. Участие во всероссийском фестивале “Открытый урок”, дистанционной курсовой подготовке.
  • Обобщение опыта в публикациях.
  • Школьные педагогические чтения.
  • Школьный педагогический форум “Образование”.

Такой подход в работе методического совета дал результат уровня повышения квалификации, его рост с разряда на категорию, со II категории на I, с I на высшую.

Не только созданные внутришкольные условия и мероприятия повышают уровень мастерства педагогов, но и внешние методические формы работы, личные качества. Приложение 2.

Программа развития МОУ “СОШ№12” является важнейшим стратегическим документом, определяющим инновационный режим деятельности школы. Приложение 3.

В основу её положена программа опытно – экспериментальной площадки II уровня по теме “Использование средств музейной педагогики в формировании у школьников ценностных отношений к культурно – историческому наследию”, которая утверждена на коллегии Департамента образования.

Научно-методический совет и экспертный совет сопровождают экспериментальную работу, координируют деятельность образовавшейся кафедры опытно-экспериментальной площадки.

Наша совместная деятельность включает: (Приложение)

Особой подструктурой в методической службе являются предметные методические объединения.

Каждое из них имеет свой почерк в работе, свой подход.

МО начальных классов отличает опыт использования технологии развивающего обучения, в 9 из 11 классов ведется преподавание по системе Л.В. Занкова.

Делятся опытом на всех уровнях.

Одно из первых МО представлявших школу на всероссийском уровне. Их учащиеся являются лауреатами всероссийского конкурса “Занковец” в г. Москва.

Практически каждый педагог начальной школы является лауреатом конкурса учитель года.

МО математики и информатики отличает использование технологии проблемного обучения, информационных технологий, представление опыта на городских педагогических чтениях, участие в дистанционных конкурсах, ими впервые в школе введен конкурс творческих работ учащихся – предметные портфолио. Имеют публикации.

МО русского языка и литературы отличает активность ведения исследовательской деятельности с детьми, осуществление преемственности развивающего обучения, всегда интересна внеклассная деятельность. Педагоги располагают огромным количеством программ вариативной части. Есть свои лидеры в обучении и воспитании, участники городского форума “Образование – 2006”, лауреаты конкурса “Учитель года”.

МО учителей естественных и общественных наук – отличает использование интеграции, адаптивной системы обучения, умение использовать информационные технологии, участвуют в дистанционных конкурсах, как сами педагоги, так и учащиеся на различных уровнях. Имеют публикации.

МО учителей иностранных языков отличает использование проектной, информационной технологий. Широта внеурочной деятельности. Им удается создание учебных предметных программ для предпрофиля, профиля, в совершенстве владеют интерактивными формами обучения иностранному языку, лауреаты городского форума “Образования -2006”, есть лауреат конкурса учитель года, участие в дистанционных конкурсах. Имеют публикации.

МО учителей технологии и искусства отличает использование интеграции, проектирования, исследовательская деятельность. Широко используют обобщение опыта на разном уровне. Освоили дистанционную курсовую подготовку и участвуют в дистанционных конкурсах. Имеют много публикаций.

МО учителей физкультуры и ОБЖ наряду с практическими уроками ввели теоретические занятия, активно участвуют в школьных методических конкурсах, обобщают опыт работы в виде презентации результатов спортивных достижений учащихся, ведут городскую программу “Любовь к спорту с детства”, обмениваются опытом на уровне города.

В структуре научно – методической службы есть группа педагогов предметников организаторов исследовательской деятельности учащихся, которая планирует, организует исследовательскую деятельность учащихся, сопровождает ход работы, разрабатывает типы и формы исследовательских работ. Готовят презентации достижений учебного труда по предметам, подводят итог на пленарном заседании традиционной ежегодной научно – практической конференции. Таких проведено в школе-7. В сравнении с предыдущими учебными годами возраст ребят – участников снижается. Участниками стали ребята с 1 по 11 класс, работают уже 10 секций.

Из 55 педагогов – 50 охвачено курсовой подготовкой на различном уровне. 28 педагогов владеют компьютерной грамотностью и используют ИКТ технологии. Школа располагает 50 программами, спецкурсов, курсов предпрофильной и профильной подготовки.

Адаптированных 13%;

Традиционные программы с коррективами – 17,5%;

Традиционных программ – 30,5%;

Появились публикации об опыте работы, распространении опыта, только за последние 2 учебных года – 13 (на различном уровне, в т.ч. в журнале “Директор школы”).

Заметно улучшились результаты предметных олимпиад.

В 2006-2007 учебном году методическая служба прошла аттестацию на оптимальном уровне, в 2007-2008 учебном году заместитель директора по научно-методической работе представила опыт работы на конкурс в рамках городского форума “Образование-2007” и награждена Дипломом III степени в номинации “Лучшая организация методической службы в общеобразовательном учреждении”

Введение.

Если бы человечество смогло определить смысл хотя бы половины используемых им понятий, оно избавилось бы от большей доли своих заблуждений. Начнем с того, какие же из многочисленных функций, объективно необходимых для нормального функционирования и развития учебного заведения можно отнести к методическим? Слово “метод” от греческого переводится как путь исследования или познания, а из педагогического словаря Коджаспирова Г.М. оно определяет “совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи”. Целесообразно считать, что ими являются функции информирования и обучения педагогических кадров, а также создания программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

  • Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики.
  • Обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого учебному заведению.
  • Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педколлектива.
  • Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: памяток, программ, рекомендаций и т.д.

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учебного заведения, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы творческого применения их на уроках и внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Специфика труда педагога побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт коллег, учителей-новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Данная работа посвящена содержанию деятельности методической службы нового типа – тому, чем она должна заниматься ежедневно в соответствии с поставленными целями. Была сделана попытка построения научно-методической работы направленной на оказание действенной помощи руководителям и педагогам в улучшении организации обучения и воспитания учащихся лицея, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Новизна заключается в разработке комплексно-целевой программы непрерывного образования и педагогического роста учителей.

Цель: создание в лицее высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждому педагогу.

Задачи: создание системы профессионально-личностного самообразования педагогов в овладении ими продуктивных, образовательных и информационных технологий.

Ожидаемые результаты: если разработать и внедрить комплексно-целевую программу и создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности и профессиональной компетенции.

Организация методической службы нового типа.

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали условия для перестроечных процессов в сфере образования – это создание новых типов учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования. Каковы эти изменения? На сколько они соответствуют современным социокультурным и социально-педагогическим процессам? В чём особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров?

Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Значительная часть педагогов настроена на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных нововведений косметического характера. В этой устремлённости видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой и профессиональной, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. Педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. В этой связи перед методическими службами стоят задачи находить более эффективные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и новые формы организации методической работы в учебном заведении.

Процесс построения содержания деятельности методической службы сложный и многомерный, однако, он облегчается применением деятельностного подхода: определением содержания деятельности, исходя из спрогнозированных целей, лаконично задуманным планом.

Итак, с чего начать определение содержания методической деятельности? Ответим на этот вопрос, ранжируя по шаговым действиям:

  1. Анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов и управленцев; готовность и потребность педагогов в инновационной деятельности.
  2. Фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе.
  3. Формулировка заказа со стороны педагогов и управленцев в методической службе
  4. Постановка целей методической службы, исходя из заказа практики.
  5. Выделение основных направлений содержания деятельности методической службы, адекватных поставленным целям.

По Немовой под целью понимается такой результат, который соответствует потребностям и возможностям субъекта деятельности, определен по времени и задан конкретно

Цели являются системообразующим фактором всякой, в том числе – образовательной деятельности. Какова цель такова и деятельность. Какова деятельность, таковы и результаты.

Анализ ситуации, иначе самообследование – это, пожалуй, самый трудный этап. Оно является одним из наиболее важных факторов профессионального роста педагогов, позитивно влияющих на совершенствование системы образования. Эффективность и полезность этой процедуры зависит от обеспечения ряда условий:

  • Внутренней мотивации коллектива образовательного учреждения: коллектив должен иметь информацию о целях и задачах самообследования, к этой работе должны быть привлечены наиболее компетентные и авторитетные члены педагогического коллектива.
  • Связи процедуры самообследования с организацией работы в целом; основные направления деятельности (учебный процесс, методическая, инновационная, воспитательная, кадровая политика).

Для проведения самообследования выделяются следующие основные направления, которые позволяют определить цели и задачи методической службы для эффективной деятельности образовательного учреждения:

  1. Система управления образовательным учреждением. Дается анализ и оценка эффективности и действенности управления содержанием и качеством подготовки специалистов. По Зверевой В.И. под “эффективностью управления” понимается результат достижения целей управленческой деятельности, “действенность управления” – это результат достижения целей.
  2. Структура подготовки специалистов. Анализ структуры подготовки специалистов производится с целью определения перспективы развития образовательного учреждения.
  3. Содержание подготовки специалистов. Содержание подготовки оценивается на основе анализа соответствия профессиональных образовательных программ и комплекса их учебно-методического сопровождения требованиям государственного образовательного стандарта
  4. Качество подготовки специалистов. Оценка качества подготовки специалистов осуществляется учебным заведением на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников за последние пять лет, контроля знаний учащихся.
  5. Эффективность педагогического труда педагогов. За элемент структуры педагогической деятельности педагога по Кузьминой Н.В. принимается умения педагога, его личностные качества и способности. Где в первой части оцениваются психологические и общие методические результаты деятельности педагога, и во второй оценка специальных умений педагога и результатов его труда.
  6. Система и содержание воспитательной работы. Смысл обследования по этому направлению заключается в том, чтобы изучить уровень воспитанности учащихся, оценить содержание, методы и формы организации воспитывающей деятельности образовательного учреждения.
  7. Кадровое обеспечение. Оценивается состояние и динамика кадрового обеспечения. При этом анализируется: соответствие базового образования педагогов, их специальности занимаемой должности; возрастной состав педагогов.

После анализа ситуации, мы сможем получить объективную информацию о состоянии педагогического процесса в учебном заведении. Важным механизмом данного этапа является рефлексия, которая обеспечивает процесс самоанализа и активного осмысление состояния действий индивида и других людей, включенных в решение задачи (Зверева В.И.). Рефлексия позволяет субъекту осознать свой опыт не только на уровне мышления, но и на уровне чувств и эмоций. А поскольку эмоции участвуют в формировании мотивов, то они наполняют его необходимой энергией. Инструментарием для самообследования могут служить как активные, так и пассивные методы. Активные – анкетирование, собеседование, тестирование, шкалирование, социометрические измерения. Пассивные – наблюдение, количественный – и качественный анализ продуктов деятельности.

Фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе включает в себя:

  1. Диагностику социально-педагогической деятельности коллектива учебного заведения.
  2. Определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности педагогов и учащихся.
  3. Определение готовности личности педагога и коллектива образовательного учреждения к переходу на методическую службу нового типа.

Следующий третий шаг данной работы формулировка заказа. Определение основных приоритетов в содержании методической работы для решения выявленных проблем. Сбор информации, ранжирование ценностей и мотивов повышения методического мастерства педагогов. Разработка предложений по созданию целостной системы методической службы. Определение ресурсов, времени, технологии.

Четвертый шаг постановка целей методической службы. Если цель реальна, то она вызывает у человека активность. В содержательном плане целями являются приобретаемые педагогами профессиональные знания и умения. Наличие конкретных и обоснованных целей позволяет разработать качественные планы и программы учебно-воспитательного процесса. Планирование дает гарантию получения определенных результатов к заданному сроку. Планом определяется совокупность действий, этапов деятельности, задач и других, необходимых и достаточных для того чтобы получить ожидаемые результаты. Им же предусматривается и то, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного этапа, действия или задачи в целом, так как ряд действий могут выполняться в нем параллельно. План регламентирует и организационные отношения между субъектами, за выполнение этих действий, то есть кто, что, когда, как и во взаимодействии с кем будет делать.

Одной из самых сложных задач обучения персонала является обучение педагогов при введении новшеств. Если инициатива в использовании новшества исходит от самого педагога, то, как правило, проблем с его обучением не возникает. Он активно занимается самообразованием: читает литературу, посещает уроки коллег, работающих по новой технологии, находит возможность пройти обучение на специальных курсах, ведет самостоятельные разработки. Когда инициатива исходит не от педагогов, а от руководителей учебного заведения, необходимо организованное обучение. Оно выполняет задачи мотивации и подготовки педагога к освоению новшеств.

В процессе обучения должны быть приобретены не только знания, сформировано общее представление о технологии, но и выработаны первоначальные профессиональные умения.

Педагог приобретает свободу и может применить знания тогда, когда у него достаточно умений, чтобы спланировать не один урок или мероприятие по заданному образцу, а самостоятельно выстроить весь учебный процесс. Это означает, что основными профессиональными умениями для работы педагога в новой технологии являются проектировочные - умение планировать обучение на год и четверть, разрабатывать планы проведения уроков. Успешность применения нового зависит не просто оттого, способен или нет, педагог применить на практике определенный метод, а в большей степени оттого, насколько правильно он его применяет в определенном контексте: на данном этапе обучения, при решении конкретной учебной задачи, в работе с конкретными учащимися. Развитие профессиональных умений должно осуществляться именно в этом направлении.

Обучение новому нельзя считать полным, если педагог сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. Наличие проектировочных и аналитических умений делают педагога субъектом, без них он будет способен лишь скопировать чужой опыт.

Новые ценности методической работы в нашем лицее определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства педагогов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса и организации в лицее общекультурной развивающей среды, которая являлась бы важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Для этого необходимо развести усилия, которые будут направлены на осуществление публичной, официальной методической и организационно- педагогической работы, которая необходима каждому педагогу. И добиться этого без построения такой ситуации, когда педагог будет обязан и захочет достигать большего – сложная и интересная работа методической службы.

Всю работу в нашем лицее планируем так, чтобы были созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности педагога, его профессиональный рост (Приложение 1). Для организации непрерывного образования педагога используются разнообразные формы работы:

  • самообразование педагогов;
  • методические объединения педагогов, мастеров п\о, классных руководителей и воспитателей лицея;
  • школы передового опыта, творческие группы;
  • семинары-практикумы
  • различные конкурсы профессионального мастерства;
  • педагогические чтения.

В процессе внутрилицейского обучения для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей педагогов в лицее используются различные методы и подходы:

1. Постоянно действующий режим консультирования.

Консультирование осуществляют лучшие педагоги лицея. Оно может осуществляться в индивидуальном режиме, а также проводиться связи с тенденциями затруднениями, возникающими у ряда педагогов.

2. Проблемно-ситуационное обучение .

Это обучение является перспективным видом обучения. Обучение проводится путём использования реальных, живых, только что возникших ситуаций.

3. Проектное или программное обучение .

Группа педагогов определяет для себя направление деятельности, разрабатывает программу, реализацию которой осуществляет совместно или каждый в отдельности, но при совместном обсуждении достигнутого и неудавшегося.

Заключение.

В работе представлен инновационный проект по переходу на методическую работу нового уровня. Данная работа предполагает получить такой продукт обучения, который компетентен во всех отношениях.

  • фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;
  • изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;
  • изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;
  • типологизация средств разрешения проблемы;
  • обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;
  • построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
  • разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;
  • апробация новой модели деятельности;
  • выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.

Организация работы по данному содержанию позволит организовать зоны саморазвития каждого педагога, обучающегося и всего педагогического коллектива. Основываясь на человекоцентристской управленческой позиции, была поставлена задача создания благоприятного психологического микроклимата, активизации деятельности педагогов на основе добровольного выбора способа, глубины и метода, которые будут осваивать каждый член педагогического коллектива.

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Функции методической работы

Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.

Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

  1. Педагогический Совет
  2. Методический Совет школы
  3. Школьные методические объединения учителей-предметников

Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.

В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:

  • создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
  • координация работы ШМО;
  • диагностика профессиональной деятельности учителей.

Основными задачами МС являются следующие:

  • Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
  • Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
  • Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
  • Обобщение передового педагогического опыта учителей.

В МС имеются следующие материалы:

  • план работы школы на учебный год;
  • образовательная программа школы;
  • Программа развития школы;
  • план работы ШМО;
  • методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
  • материалы по аттестации учителей;
  • материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
  • олимпиады по предметам и материалы школьного интеллектуального марафона;
  • учебно-методическая литература в помощь учителю.

Школьное методическое объединение учителей-предметников

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают следующие ШМО:

  • МО учителей начальных классов
  • МО учителей гуманитарного цикла
  • МО учителей физико-математического цикла
  • МО учителей естественно-научного цикла
  • МО учителей иностранных языков
  • МО классных руководителей

Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:

  • лекция;
  • теоретический семинар;
  • семинар-практикум;
  • творческая дискуссия;
  • час коллективного творчества;
  • ярмарка методических идей;
  • методический тренинг;
  • встреча за круглым столом.

В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.

В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:

  • моделирование урока (целиком или фрагментарно);
  • разработка системы уроков по теме или курсу;
  • разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;
  • подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
  • составление контрольных материалов, тестов;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • работа над темой по самообразованию;
  • подготовка докладов по определённой проблеме;
  • подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.







2024 © mgp3.ru.