Наречия примеры слов в русском языке 4. Что такое наречие в русском языке


Наречие представляет собой самостоятельную часть речи, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Существует несколько характерных признаков наречия, каждый из которых подробно описан в этой статье с приведением примеров. Кроме того, здесь описаны грамматические особенности наречия, его синтаксическая роль в предложении.

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

  • Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть , читать внимательно , высоко поставив, сказав тихо ) ;
  • Признак предмета – примыкает к существительному (путь напрямую , совсем ребенок, платье наизнанку ) ;
  • Признак другого признака – примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера , сделанный аккуратно ) .

Что обозначают наречия?


Общее значение наречия
– непроцессуальный признак (то есть, признак, который не изменяется во времени). Выделяют обстоятельственные и определительные разряды наречий по значению.

Таблица
Примеры наречий по значению

Разряды наречий
Вопросы наречий
Примеры наречий
Обстоятельственные Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? утром, недавно, всегда
Места Куда? Где? Откуда? дома, справа, вверху
Цели Зачем? С какой целью? Для чего? нарочно, специально, назло
Причины Отчего? Почему? поневоле, сгоряча, сослепу
Определительные Качественные Как? весело, смело, быстро
Способа и образа действия Как? трепетно, шепотом, вдвоем
Меры и степени Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? мало, втрое, слишком

Грамматические особенности наречия

Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.

Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Синтаксическая роль наречия

В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия (дышать ровно , говорить по-английски ), признака (очень красивый, невероятно высоко), иногда предмета (яйцо всмятку , окно нараспашку ).

Синтаксическая функция

В составе предложения наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства (Скучно сидеть дома). Несколько реже может быть частью составного именного сказуемого (Домой придется идти пешком ).

Степени сравнения качественных наречий

В отличие от прочих значимых частей речи большинство наречий никак не изменяется. И только у качественных наречий, т. е. тех, которые образованы от качественных прилагательных и оканчиваются на -о и –а, есть степени сравнения. Они образуются по тем же правилам, что и степени сравнения прилагательных:

часто – чаще – чаще всех;

жарко – жарче – жарче всего.

Такие наречия создают определенные сложности при изучении грамматики русского языка, так как они в форме сравнительной степени омонимичны прилагательным, и иногда их бывает сложно различить.

При определении части речи, в таком случае, следует обращать внимание на функцию, которое нужное слово выполняет в словосочетании или предложении.

Эверест выше , чем Эльбрус. – имя прилагательное.

Самолеты летают выше , чем птицы. – наречие.

Классификация

Наречия подразделяются на 2 класса по выполняемой ими в предложении функции :

- знаменательные – те, которые называют признак (громко, невтерпеж );

- местоименные – те, которые только указывают на признак, но не называют его (тогда, куда ). Наречия этого вида, в свою очередь, имеют такую же классификацию, как и местоимения: указательные (там, оттуда ); вопросительные (отчего, когда, как ), вопросительно-относительные (повсюду , совсем ) и т. д.

Наречия также делят на группы в зависимости от их значения :

- образа действия или качественные – отвечают на вопросы: как? каким образом? (весело, потихоньку );

- меры и степени или количественные – насколько? в какой мере? (вдвое, совсем, едва );

- места – где? куда? откуда? (поблизости, налево, наверх );

- времени – когда? как долго? (спозаранку, осенью, поначалу );

- цели – зачем? для чего? (надо, нарочно );

- причины – почему? отчего? (второпях, сдуру ).

Часть наречий могут играть роль сказуемого в безличных предложениях. Некоторые исследователи их выделяют в особый класс – предикативные наречия. (В горах холодно . Ей было грустно .)

Особенности правописания

Еще одна отличительная черта наречий – это то, что они образуются в результате перехода из одной части речи в другую, а часто и из целого застывшего словосочетания существительного, прилагательного или местоимения в какой-то форме с предлогом или частицей (навстречу , по-моему , в обнимку , врассыпную ). Вот это необычное происхождение наречий от сочетания слов и создает трудности в определении написания: слитно, раздельно или через дефис.

Несмотря на то что в языке сложились определенны правила (например, наречия, образованные от прилагательного с предлогом, пишутся слитно (врассыпную ), а образованные с помощью частиц – через дефис (как-то )), существует очень много исключений, т. е. слов, правописание которых определяется не правилами, а сложившийся традицией (в открытую , точь-в-точь и др.)

Наречия – важная часть русского языка. Они делают нашу речь точнее, выразительнее, помогают формировать емкие, «объемные» высказывания.

Д. В. Сичинава, 2011

Наречие (церковнослав. калька с греческого ἐπίρρημα, собственно, «то, что находится при глаголе или на глаголе»; лат. adverbium – также калька этого термина) – в русском языке часть речи, обозначающая признак некоторой ситуации или другого признака, в частности, степень признака или внешнюю характеристику ситуации. Словоизменение для наречия не характерно: часть наречий имеют степени сравнения. Большинство наречий образовано от слов (и словосочетаний) других частей речи. В предложении наречия обычно занимают синтаксическую позицию обстоятельства:

(1) Ветер подымал с земли сухой снег и нёс нам навстречу ровно , беспрерывно , упорно … [В. Г. Короленко. Мороз (1900-1901)]

1. Наречие: общие сведения

В отличие от других знаменательных частей речи (см. Части речи), с морфологической точки зрения наречия в русском языке охарактеризованы слабо (иногда это свойство включается в определение, см. ), а именно:

  • словоизменение их крайне ограничено;
  • для словообразования характерна конверсия (переход слов или словосочетаний в категорию наречий без формального изменения, см. Словообразование): беспрерывно (ср.р. прилагательного) > беспрерывно , ночью (тв.п.  существительного) > ночью , в месте > вместе .

Это увеличивает степень омонимии наречий со словами других частей речи (так, в Корпусе, даже с учётом орфографического разграничения предложных групп типа в месте и наречий типа вместе , встречается примерно столько же словоформ, омонимичных наречиям, сколько и самих наречий) и затрудняет их разграничение.

Типологически русский язык в этом плане не уникален. В ряде языков мира наречия считаются не самостоятельной частью речи, а классом употреблений прилагательного (немецкий язык) или особой «обстоятельственной формой прилагательных» (японский).

С семантико-синтаксической точки зрения наречия выступают в функции обстоятельства при глаголе, прилагательном или другом наречии либо, реже, определения при существительном (дорога домой , еда натощак ) и означают прежде всего признак, и в частности «признак признака» (очень быстро , неприлично часто ; А. М. Пешковский считал главной чертой семантики наречий именно «признак признака»). В условиях отсутствия словоизменения, маркирующего синтаксическую связь (т.н. «примыкание»), синтаксис и семантика наречий тесно переплетены.

Наречия различаются по синтаксической сфере действия (синтаксическим единицам, к которым они относятся). В частности, они могут синтаксически относиться к предикативной группе (клаузе) в целом (обозначение «внешних» характеристик, оценка ситуации в целом: вчера приходил врач ). Другая возможность – наречие относится к глагольной группе и указывает на «внутреннюю» характеристику, параметр ситуации: ехать быстро [Филипенко 2003], к прилагательному (неприлично откровенный ), к существительному (дорога домой ), см. . Выделяется ряд тематических разрядов наречий (наречия места, направления, времени, цели и т.п. , см. ). Имеется подкласс местоименных наречий, для семантики которых характерна отсылка к речевой ситуации (см. Местоимение): так , где , когда , насколько и др. Наречия отличаются от других частей речи очень высоким процентом местоименных словоупотреблений (в среднем треть, для устной речи до 40%, см. ) и лексем (особенно в некоторых семантических классах); о причинах этого см. .

2. Определение

В европейской лингвистической традиции, начиная с древнегреческой, наречия выделялись по морфологическому признаку неизменяемости, отличаясь от имён по отрицательному признаку (немецкая школьная формулировка «что нельзя склонять, то рассматривается как наречие»:

Was man nicht deklinieren kann,

Das sieht man als Adverbium an [Исаченко 1965: 272]).

Сами термины ἐπίρρημα и adverbium , однако, синтаксического содержания и указывают на функцию модификатора глагола.

В русистике к наречию относят только знаменательные лексемы. По определению Н.Н. Дурново [Дурново 1929: 12], «наречиями принято называть полнозначные слова (не частичные и не междометия), не принадлежащие к классам существительных, глаголов и прилагательных». Похожие «негативные» формулировки встречаются у С. О. Карцевского и А. В. Исаченко, затем несклоняемость принята как определяющий признак у В. В. Виноградова [Грамматика 1953: 606].

К этому определению в ряде трактовок присоединяются также дополнительные синтаксические критерии. Они применяются как к установлению однозначной характеристики слов (так, вчера – всегда наречие, с – всегда предлог), так и к разграничению омонимов (ровно – наречие, частица, весело – прилагательное, наречие, предикатив). В разных работах упоминаются следующие синтаксические критерии принадлежности к наречиям.

а) Критерий члена предложения

Академические грамматики противопоставляют наречиям (которые должны быть членами предложения) совпадающие с ними вводные слова, которые не считаются членами предложения: Давал три бала ежегодно и промотался наконец (наречие, = ‘в итоге’) – Наконец , это неправда (вводное слово). Соответственно от наречий по этому критерию отделяются неизменяемые служебные слова (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и междометия.

(2) Ладно. Будет по-твоему . Только лечись. [Б. Екимов. Пиночет (1999)] – наречие

(3) А где же мне быть? Где же мне работать, по-твоему ? В школе? [С. Довлатов. Виноград (1990)] – вводное слово

б) Критерий синтаксической позиции обстоятельства

Из состава наречий также, начиная с работ Л. В. Щербы, выделяют предикативы («категорию состояния») – неизменяемые слова, для которых характерна позиция сказуемого в сочетании со связкой (мне вас (было / будет ) жаль , курить нельзя , быть замужем ей внове ), в том числе употребляющиеся в безличных предложениях формы на -о /-е , омонимичные наречиям-обстоятельствам (тяжело (было / будет ) решиться ), ограничивая тем самым класс собственно наречий теми лексемами, для которых характерна, прежде всего, синтаксическая позиция обстоятельства. По этому же критерию неизменяемые прилагательные (хаки , беж , бордо ) и местоимения (его , её , их ) к наречиям не относятся.

В данной статье (и в морфологической разметке Корпуса) вслед за Грамматическим словарём А. А. Зализняка [Зализняк 1977] используются границы класса наречий, заданные приведенным выше определением с учётом обоих синтаксических критериев (таким образом, вводное слово и предикатив признаются отдельными частями речи и в этой статье не рассматриваются, см. специальные статьи Предикатив и Вводные конструкции).

(4) Гости весело гуляли, катались на лошадях по деревне, прославляя невесту и её родителей. [«Народное творчество» (2004)] – наречие

(5) Но сейчас ей было весело , впереди предстояла реальная выпивка, закуска и десерт ― торт с розами. [В. Токарева. Своя правда (2002)] – предикатив

(6) Ее сердце было весело и чисто, оно забыло Сергея, оно билось новой любовью. [В. К. Кетлинская. Мужество (1934-1938)] – прилагательное

3. Морфология

С морфологической точки зрения наречия охарактеризованы слабо. Принадлежность многих слов к классу наречий устанавливается неоднозначно, для наречий характерна высокая степень омонимии с другими частями речи. Самый многочисленный и продуктивный класс наречий – на /– последовательно омонимичен словоформам другой части речи, а именно формам кратких прилагательных среднего рода (от которых образуются эти наречия). Форма сравнительной степени – единственная словоизменительная форма русского наречия – имеется только у наречий на /и также совпадает с формой сравнительной степени прилагательного. С наречиями на /формально совпадает продуктивный класс русских предикативов на -о /, причём как в положительной, так и в сравнительной степени (врать нехорошо , кататься веселее ). Остальные наречия являются неизменяемыми (так , зря , по-немецки , вслепую ) и формально не могут быть отделены от неизменяемых служебных частей речи; многие вдобавок совпадают со словоформами изменяемых (сидя , весной ) или неизменяемых (частица еще , союз ровно ) лексем иных частей речи (о разграничении наречий и других частей речи см. ).

Подобная ситуация связана со словообразованием наречий путём конверсии (см. Словообразование / ХХХ) (изменения частеречной принадлежности) или универбации (см. Словообразование / ХХХ) (слияния в единое слово): весело (ср.р. прилагательного) > весело , шагом (тв.п.  существительного) > шагом , по том > потом .

3.1. Словоизменение

Наречия на -о /, образованные от качественных прилагательных (см. Прилагательное), имеют только одну словоизменительную категорию – степень сравнения (см. Сравнительная степень), и только две граммемы – положительную (быстро ) и сравнительную степень (быстрее ). Наречия, образованные от качественных прилагательных, в значении меры и степени (см. ) (невероятно богат ) не образуют сравнительной степени.

Сравнительная степень наречий образуется от наречий на / при помощи суффиксов -ее , -ей или с чередованием предыдущего согласного (для последнего ср. короче , выше , тоньше ), существует также форма сравнительной степени с приставкой по - (покрасивее , повыше ). Сравнительная степень наречий регулярно омонимична сравнительной степени соответствующих прилагательных (а также предикативов, если считать их самостоятельной частью речи) и иногда выделяется в особую многофункциональную часть речи – компаратив (так в [Грамматика 1980]).

(7) При этом к своим работам относился критично, критичнее , чем другие учёные… [Д. Гранин. Зубр (1987)] – наречие

(8) Он всё делает добро, сколько может; он всё ещё шумит понемножку: недаром же был он некогда львом; но жить ему тяжело… тяжелей , чем он сам подозревает… [И. C. Тургенев. Отцы и дети (1862)] – предикатив

О морфологии и вариативности компаратива (боле , чужей , ширше и т.п. ) см. Сравнительная степень .

Формам прилагательных на -йший (также -ший , ср. высший ), иногда трактуемым как формы словоизменительной превосходной степени, иногда – как самостоятельные лексемы (см. Превосходная степень), соответствуют наречия на -йше : прекраснейше (ср. прекраснейший ). Существуют также формы превосходной степени с увеличительными приставками пре- , наи- :

(9) И хотя сейчас Башуцкий лицезрел Сытова, так сказать, внутренним оком, коленные чашечки пренеприятнейше заныли. [Ю. Давыдов. Синие тюльпаны (1988-1989)]

Могут быть выделены также аналитические сравнительная и превосходная степень, образующиеся при помощи наречий более и наиболее соответственно, аналогично соответствующим аналитическим формам прилагательных:

(10) Я согласен по крайней мере с тем, что другой язык даёт возможность принять чужую культуру более глубоко . [Запись LiveJournal с комментариями (2004)]

(11) Во время ночного сна кожа наиболее активно восстанавливается. [«Даша» (2004)]

От некоторых относительных прилагательных – словесный , печатный , эволюционный , законодательный и др. – образуются наречия на /: словесно , печатно , эволюционно , законодательно (таким образом, в данном отношении – но не в семантическом – они переосмысляются как качественные). Эти наречия не омонимичны формам прилагательных и не имеют степеней сравнения:

(12) Акции могут быть проданы только на публичных торгах, правила которых также необходимо законодательно закрепить. [«Газета» (2003)]

(13) ― Я ей советую: откажитесь печатно от своих работ! [И. Грекова. Без улыбок (1975)]

3.2. Словообразование

Участие наречий в словообразовании асимметрично: с одной стороны, наречия весьма редко мотивируют полнозначные части речи, образованные суффиксальным способом (cм. Словообразование) (малочисленны отадвербиальные образования типа почемучка , вчерашний ) [Грамматика 1980: 219], [Евтюхин 2008: 543]. От наречий, изменивших синтаксический статус, путём конверсии (см. Словообразование) образованы некоторые предлоги (около , возле ), частицы (ещё в контекстах когда ещё он придёт ), вводные слова (по-моему , короче ), высокочастотные числительные (не )много , (не )мало , но в целом роль наречий как источника словообразования незначительна.

3.2.3.4. Образования от прочих именных форм

К этому, закрытому, классу относятся древние отыменные наречия (дома , домой – от дом , долой , долу – от дол ).

3.2.3.5. Образования от числительных со значением кратности

3.2.3.6. Образования от деепричастий

3.2.3.7. Образования с суффиксом -мя

Такие образования представляют собой редкий случай не конверсии, а аффиксации (причем с помощью суффикса, свойственного исключительно наречиям). Употребительна эта модель крайне ограниченно, в основном (хотя не только) в составе устаревших figurae etymologicae фразеологического характера: стоймя стоять , кишмя кишеть , ревмя реветь , лежмя лежать (ср. ироническую окраску примера из Кассиля ниже). Сюда же относится синхронно не мотивированное наречие плашмя , древнерусское образование от прилагательного плоский . Похожий суффикс в весьма – исторически от весь .

(22) Кто стоймя стоял, тот сидьмя сел. Кто сидьмя сидел, тот лежмя лег. Ну, а кто лежмя лежал, тому уже ничего не оставалось делать. [Л. А. Кассиль. Кондуит и Швамбрания (1928-1931)]

3.2.3.8. Суффиксальные и префиксальные дериваты наречий

В образовании местоименных наречий (см. ) участвуют аффиксы -то , -либо , -нибудь , префиксы кое- , ни- , не- , характерные для всей системы русских местоимений (подробнее см. статью Местоимение). К наречной основе присоединяются также приставки от- , до- с предельной семантикой: отсюда , докуда (эти же приставки выступают также в образовании наречий от предложных групп: отроду , допоздна ). От неместоименных наречий образованы также послезавтра и позавчера (в последнем случае – с двойной приставкой / предлогом).

4. Синтаксис

С синтаксической точки зрения для наречия характерна прежде всего функция обстоятельства (см. ). Некоторые пространственные, временные и количественные наречия (традиционно не относимые к предикативам) могут выступать в составе сказуемого (в позиции ремы они несут новую информацию):

(23) ― Что за траур, ― спрашиваю, ― где покойник? ― В Куйбышевском морге, ― отвечает Сидоровский, ― похороны завтра . [С. Довлатов. Чемодан (1986)]

(24) Золотой век империалистов позади ; впереди – Медный век пророков и Железный век варваров, но человек способен выживать сам и формировать чужое будущее во все времена. [«Знание - сила» (2003)]

(25) Сижу в «от года до трех», но и сюда изредка заглядываю. [Наши дети: Подростки (2004)] – тема

(26) В институт свой Герой теперь заглядывал редко . [М. Чулаки. Примус (2002)] – рема

Будучи неизменяемой (кроме степени сравнения) частью речи, наречие не управляется словами, от которых зависит синтаксически; в русистике такой тип связи традиционно именуется примыканием [Грамматика 1980(2): 21]. Некоторые наречия управляют изменяемыми частями речи, так, наречие цели назло имеет актант – Объект отрицательного воздействия, которым управляет в дательном падеже:

(27) Назло будущей простуде он уселся на санки и решил, что будет пировать: жевал мороженый ломоть хлеба и пил ледяную воду из бидона. [О. Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней (2001)]

При замене глагола отглагольным существительным наречия, имеющие соотносимые прилагательные, трансформируются в прилагательные, а остальные наречия получают определительную функцию: красиво петь – красивое пение , поехать завтра – завтрашняя поездка ; двигаться назад – движение назад . Возможна вариативность этих моделей: отдых летом – летний отдых . Подробнее см. Номинализация .

С этой точки зрения роль наречий аналогична роли отрицаний (см. Отрицание), которые могут также быть общими (со сферой действия, равной всей клаузе: Не расстреливал несчастных по темницам ) и частными (Нет , не тебя так пылко я люблю ).

5.2. Переменная и постоянная сфера действия

Сфера действия ряда наречий (например, благоразумно , легкомысленно ) может быть переменной («плавающей») и относиться как к отдельным элементам ситуации, так и к ситуации в целом.

У некоторых наречий сфера действия предопределена семантикой предиката, так, наречие тихо сочетается только с предикатами, описывающими ситуацию, которая может сопровождаться звуком, а наречие ночью – ситуацию, локализуемую во времени [Филипенко 2003].

5.3. Семантические классы

Ниже будут разобраны следующие семантические классы наречий:

В школьной традиции наречия делятся на определительные и обстоятельственные. К определительным наречиям относят качественные (характеристика или оценка действия и признака: грустно , страшно , быстро , правильно ), количественные (много , мало , втройне , вшестером ), образа и способа действия (шагом , вперемешку , вхолостую , наверняка ). К обстоятельственным наречиям относят наречия места, времени, причины и цели.

5.3.1. Наречия способа и образа действия

Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на /от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в [Евтюхин 2008: 559] 6 тыс. лексем.

Данный класс гетерогенен [Филипенко 2003: 30], он включает в себя:

  • наречия эмоции (весело );
  • параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно );
  • наречия внешней оценки (хорошо , нечестно );
  • так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески );
  • наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща , вместе , порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём , впятером ); см. также Числительное .

Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. ).

5.3.2. Наречия меры и степени

Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый , крайне откровенно , слишком поспешный , чересчур подробно . Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое , втрое , стократ (ы ); см. также Числительное .

Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл ; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел .

Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень ) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий , глубоко образованный , мертвецки пьяный , ничтожно малый , смехотворно скудный и т.п.  Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией .

(31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному ! [А. Тарасов. Миллионер (2004)]

Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень , страшно , исключительно ; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо , намного ; третьи – и с теми, и с другими: слегка , немного , сильно .

Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по -. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше , слегка посильнее .

(32) Молодая женщина отдельно и те двое людей сильно постарше , ― он экономист, она историк, оба с большим стажем. [Л. Петрушевская. Найди меня, сон (1998-1999)]

В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше , вдвое повыше :

(33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче . [А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)]

(34) Собственный пароходик у него будет, «Батрак», вдвое почище да и побольше вот этой посудины. [п.  Д. Боборыкин. Василий Теркин (1892)]

5.3.3. Наречия причины и цели

К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем . Обычно почему трактуется как наречие причины, а зачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск. dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):

(35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему ? [ «Информационные технологии» (2004)]

Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. ), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну , с-проста , на-зло , на-показ и т.п.  Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок ); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.

5.3.4. Наречия места и направления

Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху , дома , везде ; прототипическое местоименное наречие – где .

Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой , назад , сюда , прочь , издали , отсюда ; прототипические местоименные наречия – куда , откуда .

Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе , докуда , доколе (имеют также временную интерпретацию).

Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверх кверху вверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверху поверх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров ), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).

Наречия кпереди , кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):

(36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди ), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади). [Л. Пирогова. Боль в спине: что это такое и как с ней бороться? (2003)]

5.3.5. Наречия времени

Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда . К данной группе относятся, в частности, наречия теперь , сейчас , раньше , поздно , рано , (после )завтра , сегодня , наречия срока (вмиг , сразу ), намеченного срока (надолго ). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор? издавна , сыздетства ) и конечного предела (до каких пор ? дотемна , поныне ). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени , с детства ). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе , отколе (имеющие и пространственную семантику, см. ).

Выделяются наречия меры длительности (долго , немного ) и кратности (часто , редко , неоднократно , включая наречия от прилагательных на еже -, по - – ежедневно , помесячно , от числительных на -жды дважды , трижды , многажды ). Наречия меры длительности и кратности семантически близки к наречиям меры и степени (см. ).

5.3.6. Местоименные наречия

С семантической точки зрения значительный подкласс наречий обладает свойствами служебной лексики [Филипенко 2003: 6–7] – это так называемые местоименные наречия, семантика которых содержит указание на текущую ситуацию (дейксис), компонент неопределённости или кванторное значение (см. Местоимение). Во многих трактовках местоименные наречия не выделяются в особую часть речи. В настоящей грамматике принят двойственный подход к ним: они рассматриваются как в разделе местоимений, так и в разделе наречий.

Для наречий, особенно цели и причины (см. ), а также времени (см. ), места и направления (см. ) характерна большая доля местоименных наречий (почему-то , зачем-либо , здесь , теперь ), как по количеству лексем, так и по частотности. Это связано с тем, что свободные словосочетания имеют гораздо более широкое пространство возможностей для выражения обстоятельств, чем однословные фразеологизированные наречия, не принимающие новых зависимых слов (ср. дома на работе , у друзей в гостях , на улице , на Тверской улице ; вчера – в прошлую пятницу , перед отъездом и т.п. ) [Евтюхин 2008: 567].

С морфологической и семантической точки зрения наречия объединяются в несколько рядов, связанные с общей системой местоимений-существительных, прилагательных и числительных (см. Местоимение); местоименные с количественной семантикой (сколько , столько , эстолько и др.) в таблицу не включены:

Таблица 1. Серии местоименных наречий

образ действия

место

направление к ориентиру

направление от ориентира

время

цель

п ричина

указательные ближнего дейксиса

(этак, сяк)

здесь, тут

сейчас, теперь

указательные дальнего дейксиса

вопросительно-относительные

всеобщие

везде, всюду

всюду, повсюду

отовсюду

o трицательные

ниоткуда

(отрицательные предикативы)

неоткуда

неопределённые

кое-/то/либо/нибудь

кое-/то/либо/нибудь

кое-/то/либо/нибудь

(кое- редко)/то/либо/нибудь

кое/то/либо/нибудь

то/либо/нибудь

то/либо/нибудь

6. Статистика

Ниже приводится раздельная статистика по неместоименным и местоименным наречиям в текстах со снятием омонимии и без её снятия. Затем даётся статистика по выделяемым в семантической разметке Корпуса семантическим классам наречий, а также по словообразовательному типу (отыменные, отглагольные, отадъективные).

Таблица 2. Синхронная статистика наречий

Основной корпус

Подкорпус со снятой омонимией

не

местоименные наречия (% от всех слов)

всего

% местоименных

Место

Направление

Расстояние

Время

Скорость

Количество

Оценка

Степень

отымённые

отглагольные

отадъективные

Высокая степень омонимии, характерная для наречий, определяет существенное различие в частотности этой части речи в Корпусе со снятой и неснятой омонимией. По Корпусу с неснятой омонимией эта частотность составляет почти вдвое больше – 7,67% – чем в Корпусе со снятой омонимией (4,18%). Эти данные получены на материале письменных текстов (в орфографической норме различаются в месте и вместе , по-простому и по простому ); без учёта орфографии омонимия в звучащей речи должна быть ещё значительно выше. Таким образом, все дальнейшие подсчёты по Корпусу с учётом неснятой омонимии фактически охватывают также и предикативы, и краткие формы прилагательных и причастий на /-е , и частицы и союзы, с которыми омонимичны местоименные наречия. При этом соотношение местоименных и неместоименных наречий в Корпусе со снятой омонимией по сравнению с Корпусом со снятой омонимией практически такое же, однако в семантических и словообразовательных классах наречий имеются существенные различия. Так, выше (иногда в несколько раз, как для наречий направления и времени) относительные частоты большинства базовых семантических классов. Для базового немаркированного класса – наречий образа действия, не включенного в семантическую разметку Корпуса, – в большей степени характерна омонимия, поскольку основную его массу составляют наречия на -о /. При переходе к снятой омонимии значимо понижают свою частотность из остальных классов только наречия количества – это связано с тем, что для слов мало , много , сколько более характерна функция числительного (получать мало денег ) или предикатива (денег мало ), чем наречия (мало работать ).

В целом данные Подкорпуса со снятой омонимией дают следующую картину. Наречия – самая низкочастотная знаменательная часть речи. Исключительно высок процент местоименных наречий по отношению к полнозначным (треть, что гораздо выше процента по другим частям речи – см. Местоимения). Наиболее частотные семантические классы, не считая немаркированного класса наречий образа действия, – наречия времени, оценки, степени, места и направления. Более половины наречных словоупотреблений мотивированы прилагательными, две другие полнозначные части речи (существительное и глагол) подвергаются адвербиализации существенно хуже (стоит учесть, что наречия от существительных типа весной в разметке Корпуса отсутствуют и соответствующие формы признаются субстантивными).

Дальнейшие сопоставления приведены при одинаковом значении параметра «снятая омонимия».

Таблица 3. Наречия в Газетном и Устном корпусах

Газетный корпус

Устный корпус

наречия (% от всех слов)

местоименные наречия (% от всех слов)

всего

% местоименных

классы наречий (% от всех наречий)

Места

Направления

Расстояния

Время

Скорость

Количество

Оценка

Степень

словообразование (% от всех наречий)

отымённые

отглагольные

отадъективные

Как в Газетном корпусе, так и в Устном корпусе представлены тексты только с неснятой омонимией. По этим данным видно, что в публицистической речи наречия чуть менее частотны, чем в Основном корпусе в целом, и для них менее характерен местоименный статус. С семантической точки зрения наречия времени и количества, принципиальные для сообщения новостной информации, превосходят средние показатели; остальные семантические классы чуть менее частотны, чем в Основном корпусе в целом. Совершенно иные данные даёт Устный корпус, демонстрируя статистически значимое резкое отличие устной речи от письменной. Наречия в целом едва ли не вдвое частотнее, чем в Газетном корпусе, а среди них на 10% выше удельный вес местоименных наречий, что отражает роль дейксиса в устной речи. С ростом местоименных наречий соответственно падает процент всех трёх классов производных наречий в целом. Интересны и различия в семантических классах: более чем вдвое частотнее наречия места (тут , там , где ), используемые для пространственной привязки в устном дискурсе, существенно менее частотны наречия степени, количества и расстояния; квантификация явлений играет в письменной речи существенно большую роль.

Таблица 4. Диахроническая статистика наречий

XVIII–XIX

1900–1950

1950–2005

наречия (% от всех слов)

местоименные наречия (% от всех слов)

всего

% местоименных

классы наречий (% от всех наречий)

Места

Направления

Расстояния

Время

Скорость

Количество

Оценка

Степень

словообразование (% от всех наречий)

отымённые

отглагольные

отадъективные

Диахроническая таблица (подсчёт со включением текстов со снятой омонимией, но большинство с неснятой) показывает, что существенных изменений в статистических показателях русских наречий на протяжении 300 лет не происходит. Большинство наблюдаемых различий – в границах 1%, то есть статистически незначимо. За этот порог остальные изменения выходят также лишь в небольшой степени. В XX веке несколько вырос процент отадъективных наречий – увеличилась продуктивность класса наречий на /(см. также выше, в , о снижении внутри этого класса продуктивности наречий от относительных прилагательных, характерных для XVIII века). Снизилась частотность местоименных наречий. С семантической точки зрения можно отметить увеличение частотности наречий оценки.

Библиография

  • Грамматика 1953 – Грамматика современного русского литературного языка. М. 1952.
  • Грамматика 1980 – Шведова Н.Ю. (Ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980.
  • Дурново Н.Н. Повторительный курс грамматики русского языка. М.–Л. 1929.
  • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М. 1967.
  • Исаченко А.В. Морфология русского языка в сопоставлении со словацким. Братислава. 1965.
  • Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка. М. 2009.
  • Янко Т.Е. Обстоятельства времени в коммуникативной структуре предложения // Логический анализ языка: Язык и время. М. 1997.
  • Dahl Ö. The Growth and Maintenance of Linguistic Complexity. Amsterdam. 2004.

Основная литература

  • Васильева Н.В. Наречие // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.
  • Галкина-Федорук Е.М. Наречия в современном русском языке. М. 1939.
  • Евтюхин В.Б. Наречия // Морфология современного русского языка. СПб. 2008.
  • Прокопович Н.Н. Сочетания наречий с именами прилагательными в современном русском языке. М. 1962.
  • Филипенко М.В. Семантика наречий и адвербиальных выражений. М. 2003.
  • Auwera van der J., Ó Baoill D. (Eds.) Adverbial Constructions in the Languages of Europe. Berlin–New York. 1998.
  • Bartsch R. The Grammar of Adverbials. Amsterdam. 1976.
  • Cinque G. Adverbs and functional heads – a cross-linguistic perspective. Oxford. 1999.

Морфологические признаки

Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .

Синтаксическая функция

В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.

Классификация по значению

  • Обстоятельственные:
    • образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
    • меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, вдвое, трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
    • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
    • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
    • причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
    • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
  • Определительные:
    • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
    • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
    • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
    • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
    • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения :

  • сравнительная степень выражается:
    • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
    • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех .

Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .

Степени сравнения наречий

1. Сравнительная степень

А) Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее , -ей , , -ше , -же : весело - веселее . б) Сложная форма образуется с помощью слов более , менее и наречий в исходной форме: более строго .

2. Превосходная степень

А) Простая форма образуется посредством замены суффикса суффиксом -ейше (-айше ): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше . б) Сложная форма образуется двумя способами: - с помощью слов всего , всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего ; - с помощью слов наиболее , наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно .

Классификация по способу образования

  • суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
  • приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
  • приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
  • Сложение разных видов:
    • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
    • сложение с первым элементом полу- : полулёжа ; полусидя
    • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .

Правописание дефиса в наречиях

  • в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
  • в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
  • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
  • в наречиях, образованных:
    • повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
    • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

Слитно пишутся:

  • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
  • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
  • наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую ).
  • наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх , сверх , вдали , вследствие );
  • наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему , отчего ).

Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую ).

Следует помнить, что словосочетания, имеющие значения обстоятельства это уже наречия, а не

(англ. "adverb"; термин был позаимствован с латинского термина "adverbium") — часть речи, означающая признак деятельности, признак другого признака, в редких случаях - признак объекта.

Одна из особенностей этой части речи - неизменяемость. Еще в школе учат тому, что слова этой категории отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с какой целью?», «зачем?», «в какой степени?» и некоторые другие. Вышеперечисленные вопросы наречия помогут очень просто определить, принадлежит ли слово к этой части речи.

Процесс формирования наречий называется адвербиализацией. Наречие может относиться к глаголу и его формам, или другому наречию:

1. Он проживает здесь довольно весело.

2. Они живут по-новому.

3. Трудись всегда аккуратно.

4. Сегодня акробаты гастролируют здесь, а завтра отправляются в деревню.

Что такое наречие, понятно, но появляется новый вопрос: почему они такие разные и отвечают на разные вопросы? Дело в том, что эта может указывать на разные признаки. Наречие указывает на признак деятельности, если примыкает к глаголу, а так же деепричастию. Оно указывает на определенный признак объекта, если примыкает к имени существительному. И наконец, наречие означает признак признака, если стоит рядом с прилагательным, причастием, другим наречием.

Чтобы лучше понимать, что такое наречие, следует помнить о его синтаксических функциях. В предложении такие слова в большинстве случаев выступают обстоятельствами. В некоторых случаях они могут выступать сказуемыми. Как правило, в предложении наречие выполняет функцию
обстоятельства, если оно имеет отношение к глаголу, имени прилагательному, другому наречию.

Отдельную группу наречий образуют слова, которые не дают название
признаку, а лишь демонстрируют его. Это местоименные наречия (примеры ниже). Они, за исключением основного назначения, употребляются для связи предложений в тексте. Они разделяются на такие группы как:

  • Указательные (здесь, там, туда, тогда, оттуда).
  • Неопределенные (где-то, кое- где, куда- то).
  • Вопросительные (как, где, почему).
  • Отрицательные (негде, нигде, никуда, никогда).

По значению наречия выделяют два разряда: обстоятельственные и определительные.

К первому разряду принадлежат:

Наречия времени (когда? с каких пор? как долго?).

Например: всегда хранящий, издавна знаменитый, бродить дотемна, долго приближается;

Наречия места (где? откуда? куда?).

Например: бежать впереди, проводить туда, прибыть издалека;

Наречия причины (отчего? с чего бы? почему? по какой причине?).

Например: нанести удар сгоряча, кумир поневоле;

Наречия цели (зачем? c какой целью?).

Например: упустить нарочно, произнести в насмешку, повстречаться специально.

К определительным принадлежат:

Наречия степени и меры (сколько? в какой мере? насколько?).

Например: много трудиться, вдвое проворнее, слишком пронзительно, чуть-чуть повысить;

Наречия образа и способа действия (демонстрируют, каким видом или способом происходит действие).

Например: гулять пешком, разрушить вдребезги, глядеть исподлобья;

Качественные наречия (отмечают особенность действия или свойства).

Например: смело дать ответ, быстро примчаться, кое-как выполнить, взволновано мерцающая звезда.

Таким образом, вопрос «что такое наречие» имеет очень простой ответ: это еще одна которая отвечает на вопросы «как?», «когда?» и другие, выполняя в предложении функцию обстоятельства.







2024 © mgp3.ru.