Литературная гостиная к 9 мая сценарий. Сценарий литературно - музыкальной композиции ко дню победы для школьников


Литературно-музыкальная композиции «Наш самый главный праздник – День Победы». Сценарий Начальная школа

Сибилева Ольга Николаевна, учитель начальных классов Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области
Описание: мероприятие посвящено Дню Победы в Великой Отечественной войне и предназначено для детей 7 – 10 лет. Данной разработкой могут воспользоваться учителя начальных классов, вожатые и организаторы внеклассных мероприятий. Такой сценарий требует предварительной подготовки, так как младшие школьники ещё имеют слабое представление о ВОВ. Кроме того, можно и нужно использовать презентацию и проектор: они помогут ярко и доходчиво иллюстрировать страницы истории нашей страны.
Цель: формирование патриотических чувств через историческое и
героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны

Задачи:
расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.
Оформление: зал украшен цветами, разноцветными шарами, рисунками ко Дню Победы, стенгазетами с рассказами о земляках и родственниках, воевавших в годы ВОВ; в центре – георгиевская ленточка с надписью «9 Мая – День Победы»
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, презентация по теме мероприятия, записи песен «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (муз. Давида Тухманова, сл. Вл. Харитонова), минусы к песням «Синенький скромный платочек» (муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого), «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «Журавли» (муз. Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова), «Бессмертный полк» (автор - Вл.Слепак).
Предварительная подготовка:
1. Провести цикл классных часов, знакомящих младших школьников с историей нашей страны в годы ВОВ.
1. По возможности побывать на экскурсиях в местных музеях.
2. Оформить стенгазеты, в которых поместить рассказы о ветеранах.
3. Написать сочинения «Война в истории моей семьи»
4. Провести конкурс рисунков к 9 Мая.
5. Разучить песни, стихотворения.
6. Оформить зал, украсив его плакатами, цветами.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого великого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 73 года наша страна не видела ужасов войны. 73 года наша страна не вздрагивала от взрывов снарядов, но и в этой светлой полосе мирной жизни были и есть чёрные годы войны в Афганистане, Чечне, Сирии, где гибли и гибнут наши ребята.

(слайд «Наш самый главный праздник – День Победы»)

Ведущий 2. Мы родились в мирное время, поэтому никогда не слышали воя сирен, возвещавших о тревоге, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое пайка ленинградского хлеба. Нам трудно понять, что можно просто так расстрелять или сжечь разом десятки, а то и сотни человек разом. Обо всём этом нам рассказывают кинофильмы и художественные произведения. Для нас война – это уже история.

Ведущий 1. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утром немецкие войска перешли границу Советского Союза.
Так началась Великая Отечественная война.


Звучит песня В. Лебедева -Кумача «Священная война» (1 куплет)

(слайд «Родина-мать зовёт»)


Ведущий 2. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

Ведущий 2. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

(слайд «Кадры времён войны»)



Ведущий 1. Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.
На фронт уходили и старые, и молодые.
Из нашего села ушли на фронт 568 человек, не вернулись с войны 316.

Танец под мелодию «Синенький скромный платочек»

Выходят 4 учеников.

Чтец 1
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Чтец 2
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.

Чтец 3
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
С.В. Михалков. Нет сказали мы фашистам (быль для детей)

Чтец 4
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолёты –
За Родину!
С.Баруздин. Шёл по улице солдат

Ведущий 2. Трудным и долгим был путь к Победе. Под Москвой и Ленинградом, под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Курском, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои.
На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить... Они вспоминали дом, мать, писали письма...

(слайд «В минуты передышки»)



Сценка «Землянка»

Чтец 5
Здравствуй, мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть...домашних щей,
погонять по крышам голубей!
...как там, в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
в тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза...
Мама!
Помнишь тёплый
свитер...голубой?
Ты его, пожалуйста,
заштопай...
Мама! Я вернусь,
и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду.
Мама...

Все по машинам! К бою!
Натали Талисман. Полевая почта, Май 1944г... отрывок из письма моего дяди.

Ведущий 1. Через месяц этого бойца убили на фронте в одном из боев. А было ему всего 19 лет. Письмо это было передано его родным друзьями-однополчанами.

Ведущий 2. Люди погибали, но верили в Победу и приближали её, осваивая новые для себя военные профессии. Ракетчики, связисты, авиаторы, танкисты - всех не перечислить.

(слайд «Фотографии солдат»)


Чтец 6

Солнце блещет, волны плещут,
Засветились маяки,
День и ночь стоят на страже
Черноморцы моряки.

Исполняется танец «Яблочко» (музыка Р. Глиэра).

Чтец 7
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.

Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.

Однажды (в энской части было это)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжёлый танк
И боевой их брат –
Солдатский автомат.
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: « Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
- Да, это так, -
Заметил басом Танк, -
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте был бы поважнее вас.
- Сильны вы, братцы, этому я рад, -
Сказал с улыбкой Автомат, -
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б не подошёл к героям нашим
Солдат-отличник - Михаил Черкашин.
Прислушался он к жаркой перепалке
И головою покачал: «Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы – это твердо помнить надо -
Бессильны без умелого солдата».

Ведущий 1. Вместе с солдатами по дороге войны шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу.

Чтец 8
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой лёгкой драгоценной ношей…
В час затишья сядешь, запоёшь,
И подтянут весело солдаты.

Исполняется песня «Три танкиста» мальчиками (переделанная для детей

Ведущий 2 . В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».
А этому бессонному фронту много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери.

(слайд «Женщины в годы ВОВ в тылу»)


И ещё хочется отметить – их участь была ещё страшней: они ждали... Ждали своих родных и близких сердцу людей. Целых 4 года они провели в тревоге... Следующее стихотворение посвящается им – сильным и мужественным.

Чтец 9
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
“Жду!”
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Н. Старшинова "Солдатская Мать".

Ведущий 1. Женщины участвовали и в сражениях. Храбро бросались они под пули во время бомбёжек и обстрелов. Сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь земли.

(слайд «Женщины в годы ВОВ на фронте»)




Чтец 10 (девочка в косынке с красным трестом, с сумкой)
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Исполняется песня «Хотят ли русские войны» (поют девочки)

Ведущий 2. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Многие из них имели знаки воинской доблести, ордена и медали. 20 тысяч получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 – «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

(слайд «Дети в годы ВОВ»)


Ведущий 1. В годы войны дети участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Некоторым из них, наравне со взрослыми, присуждено звание – Герой Советского Союза. О них мы говорили подробно на наших классных часах.

(слайд «Пионеры-герои»)


Ведущий 2. Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза!
Два героя советского Союза – Болдырев А.И. и Бухнин Ф.П. родились на нашей малой Родине. Они вернулись живыми с полей сражений и продолжали трудиться на благо Отечества. Благодаря А.И. Болдыреву в городе Уварово сейчас находится военный мемориал, который так любят жители Уварова и Уваровского района.

(слайд «Герои-земляки»)


Болдырев А.И.


Открытие мемориального комплекса в г. Уварово, 1980 г. Право зажечь Вечный огонь было дано Болдыреву А.И.


Бухнин Ф.П. с супругой

Ведущий 1. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают и тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Дети выходят по одному и кратко рассказывают о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ.

Ведущий 2. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год!
У многих из воинов нет даже могил, а если и есть, то братские.

(слайд «Надпись на Могиле Неизвестного Солдата»)


Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной.

Исполняется песня «Журавли»

Ведущий 1. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы.

(слайд «Салют»)

Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит стихи и песни, созданные как во время ВОВ, так и после. Возможно включать в сценарий стихотворения, песни, написанные учащимися, посвященные Дню Победы или ВОВ. Песни могут звучать как в записи с дисков, так и в исполнении учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №613 Московского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Литературно-музыкальная гостиная

«С Днем Победы»

Выполнила: Калнина Анна Алексеевна

Санкт - Петербург

2013г

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «С ДНЕМ ПОБЕДЫ»

Аннотация

Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит стихи и песни, созданные как во время ВОВ, так и после. Возможно включать стихотворения, песни, написанные учащимися, посвященные Дню Победы или ВОВ, если таковые имеются. Песни могут звучать как в записи с дисков, так и в исполнении учащихся.

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своей Родине, ветеранам войны.

Место проведения: класс или актовый зал

Время проведения 60 мин.

Зал украшен воздушными шарами, плакатами и стенгазетами, посвященными ВОВ и Дню Победы. Перед началом мероприятия звучат военные песни. Справа от сцены накрыт стол (чай, конфеты, печенье) для почетных гостей – ветеранов.

1 ведущий: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята, педагоги, родители.

Наша встреча посвящена самому светлому, дорогому и священному для нас празднику «Дню Победы». Этот день вместе с Россией отмечают во всех бывших республиках СССР и во многих странах мира.

2 ведущий: Ведь это была самая страшная и кровопролитная война в истории человечества. И основную тяжесть вынес на своих плечах советский народ, понесший самые многочисленные потери. От всей души поздравляем всех присутствующих с праздником и приглашаем в нашу литературно-музыкальную гостиную.

1 ученик читает стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

1 ведущий: Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. Среди них была и 16-летняя Юлия Друнина. Записавшись в добровольную сандружину, она обманом попала на фронт, была ранена несколько раз. Теме ВОВ она посвятила много своих стихотворений.

2 ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Бинты»

Звучит песня «В землянке»

Сл. А.Суркова муз. К.Листова

2 ведущий: В тяжелейших условиях, под градом вражеских пуль, в жару и стужу, под дождем и снегом, наши бойцы защищали свою Родину, бросались на амбразуры фашистских пулеметов, вели свои самолеты на таран, уничтожая врагов в воздухе, на земле и на море.

3 ученик читает стихотворение В.Высоцкого «На братских могилах»

Звучит песня «На безымянной высоте»

Сл. М.Матусовского муз. В.Баснера

1 ведущий: А в тылу оставались женщины, дети, старики. На их долю выпали не менее тяжкие испытания – непосильный труд на заводах, в поле, голод, бомбежки.

4 ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»

2 ведущий: В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юности и детства где черта?

Нам в 43 выдали медали

И только в 45 – паспорта.

Звучит песня «Ленинград»

Сл. О. Мандельштама муз. А.Пугачевой

1 ведущий: Фронтовые будни. Но и там, во время передышек между боями, бойцы вспоминали о доме, семье, писали письма, мечтали о послевоенном будущем.

Звучит песня «Темная ночь»

Стихи В. Агатова Муз.Н.Богословский

2 ведущий: И вот, наконец, настала долгожданная весна 45 года.

Звучит песня «От героев былых времен»

Ст.Агранович Е. муз. Хозак Р.

2 ведущий: Давайте почтим память всех погибших на этой войне.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Учащиеся вручают ветеранам цветы.

Звучит песня «День Победы»

СЛ.В. Харитонова, музыка Д. Тухманова

Цель: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования.

Задачи:

Углублять знания учащихся по истории и литературе периода Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне; воспитывать мужество, патриотические чувства

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Строки, опалённые войной….»; книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»

Ход мероприятия
Звучит песня «В лесу прифронтовом» в исполнении Натальи Подольской.

1-й ведущий
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

2-й ведущий

Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

1-й ведущий

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

2-й ведущий

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые,
Нам — отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос —
Вы должны его знать.

Звучит песня «Журавли» (стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитор Ян Френкель в исполнении учащегося лицея)

Минута молчания.

1-й ведущий

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «От героев былых времен» (из к/ф «Офицеры») в исполнении Василия Ланового.

2-й ведущий

Война — это 1000км от Бреста до Москвы, 1600 км от Москвы до Берлина. Поездом — меньше двух суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…— за четыре года. Война — 27 миллионов человек. 19 тысяч человек в день, 793 человека — в час, 13 человек — в минуту.

1-й ведущий

Четыре года — 1418 дней и ночей, 34032 часа! Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Альшевская А. В. с выступлением о писателях-фронтовиках (презентация). Звучит мелодия песни «Эх, дороги».

Чтец

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер!
Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня «Священная война» (под песню демонстрируется видеофильм о войне).

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Чтение стихотворений
С. Воронин «Мама»

(учащиеся читают по строкам)

Здравствуй, мама!

Я скучаю по тебе.
Хочется к тебе родной прижаться…
Хочется поесть домашних щей
И в своей кровати отоспаться.
Хочется увидеть всех друзей,
И соседей, и девчонок тоже,
Погонять по крышам голубей,
Вновь вы с папой были бы моложе.

…завтра я в разведку в тыл врага.
Ты не бойся — мне совсем не страшно…
Ты меня дождись, родная…
Я твой сын. И скучаю по тебе ужасно.
Мама, помнишь свитер, синий свитер мой…
Ты его, пожалуйста, заштопай…
Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём
по улицам широким…
Мама!!!

Чтец

Самым известным стихотворением, пожалуй, является «Жди меня» К. Симонова. Я думала над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я поняла, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Михеенко Т. Л. читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Во время следующих рассказов идёт презентация «Колокола Хатыни»

1-й ведущий

В газете «Советская Белоруссия» было сообщение об одном из палачей Хатыни Григории Васюре. За усердие убийца белорусских детей Васюра был награждён медалью. Лишь совсем недавно (около 20 лет назад) его «заслуги» удалось раскрыть, хотя после войны его су¬дили за сотрудничество с немцами и приго¬ворили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Но освободили по амнистии.

2-й ведущий

В 1986 году в Минске трибу¬нал Белорусского военного округа вынес ему приговор об исключительной мере наказа¬ния. После вынесения приговора Васюра об¬ращался с прошением о помиловании: «Про¬шу дать возможность мне, больному старику, дожить свою уже короткую жизнь со своей семьёй на свободе».

1-й ведущий

А думал ли он о тех, кто тоже хотел жить со своими семьями, но сгорел в огне?! О тех, по ком днём и ночью звонят ко¬локола Хатыни... Кто оставил нам, живым, слова на чёрном мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтоб ни¬где и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

2-й ведущий

186 белорусских деревень, со¬жжённых вместе с жителями, оставили нам фашисты. Их называют «сёстрами Хатыни».
Память народная… бережно хранит она имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В их честь на территории Беларуси установлены тысячи памятников, открыты музеи, их именами названы улицы.

2-й ведущий

Невозможно забыть великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Чтец

Иосиф Уткин (погиб в 1944). «Из письма»

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
… Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще…письмом убьют!

Чтение стихотворений

И. Уткин. «Если я не вернусь, дорогая…»

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

Ю. Друнина. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ф. Липатов. «Не оседала пыль…»

Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжелой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она - святая дата,
Наполненная счастьем до краев.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боев.
Еще потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное -
ПОБЕДА!

2-й ведущий

70 лет прошло со дня освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — это целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

1-й ведущий

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

2-й ведущий

Победа досталась нам дорогой ценой. Тысячи солдат остались лежать в белорусской земле. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы в исполнении Нины Ургант.

1-й ведущий

Мы — дети мирных дней, мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Рефлексия «Письмо солдату»

Звучат песни военных лет.

Альшевская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

Чтобы скачать материал или !

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;

    омочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне;

    напомнить об ужасах войны и не дать им повториться;

    прививать любовь и бережное отношение к Родине, как любили и защищали ее наши деды и прадеды;

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление:

    на заднике сцены слова “Прикоснемся к подвигу душой”;

    звезды в виде салюта;

    дата 1941-1945;

    на сцене журнальные столики для гостей;

    края сцены украшены цветами;

    имитация Вечного огня в глубине сцены;

    участники одеты в костюмы, соответствующие их ролям

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Старшеклассник

Младший школьник

Ветеран Великой Отечественной войны

Погибший солдат

Девушка, угнанная в рабство

Мать, потерявшая сына

Писатель Борис Васильев

Пожилой Васков, герой повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”

Юноша, герой повести, сын погибшей Риты Осяниной

Школьники, исполняющие песню

Школьники, исполняющие вальс

Звучит музыка

Музыка затихает, и раздаются звуки метронома.

За сценой звучат слова:

Друзья мои, счет времени проверьте,
Минувшим дням уже немалый срок,
Мы вновь откроем памятник бессмертья,
Шестьдесят шестой перевернем листок.

Звук метронома затихает.

Выходят два ведущих.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной, которая проходит в канун светлого праздника Победы.

Ведущий 2: Секунды складываются в минуты, минуты в часы, часы в дни, дни в месяцы, месяцы в годы... И вот так секунда к секунде- 66 лет. Не рвутся на нашей земле снаряды, не свистят пули.

66 лет мира с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война.

(Выходит старшеклассник и младший школьник)

Школьник:

Нынче повсюду слова звучат:
Великой Победе – шестьдесят пять!
Я сегодняшний школьник, мне семь лет.
Дайте кто-нибудь ответ!
Я спросил у всех ребят:
“Что такое шестьдесят пять?”
Может быть, столько погибло людей?
Или война эта столько шла дней?

Старшеклассник:

Шла война четыре года,
Много полегло ребят,
Но закончилась Победой
Шестьдесят пять лет назад.
Шестьдесят пять лет назад
Расцвела та весна,
Когда, наконец, прекратилась война.

Школьник:

Я не знаю про ту войну ничего,
Книгу я прочитаю, увижу в кино...
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой тоже был на войне.

(Садятся за столики)

(Выходит ветеран)

Расскажем детям нашим,
Расскажем внукам нашим,
О том, как в сорок пятом
Убили мы войну.
Участникам Победы сам черт теперь не страшен
Мой боевой товарищ, забудь про седину.

(Садится за столик)

Ведущий 1: Какой ценой был завоеван этот мир? На этот вопрос нам сегодня постараются ответить наши гости. Одним из них удалось ощутить радость Победы, а другие остались навсегда лежать на полях сражений. Но русский человек не вправе забывать свою историю.

Ведущий 2: Давайте вспомним сегодня о павших, задумаемся о живых, о тех, кто еще не родился, но обязательно родится, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.

2011 год. Оглянемся назад. Большое видится на расстоянии...

Ведущий 1: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детства, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты 17- летних, которые прямо с выпускного бала ушли “ из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...”

Ведущий 2: Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...

Ведущий 1: Связисту, комсомольцу, нашему односельчанину Дмитрию Путинцеву в разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

(Выходит погибший солдат)

Рассказ погибшего солдата на фоне кадров военных лет:

Оно приходит неожиданно - несчастье
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод и умолк, запутан,
А немцы рядом, немцы жмут как раз.
-Восстановить! Не медля ни минуты!-
Сержант Путинцев получил приказ.
И я пошел окольною тропою,
Я понимал, что я не чародей,
Но в этот час я был властитель боя:
В моих руках была судьба людей.
Я отыскал разрыв и поднял провод
Соединил отдельных два конца.
Колючая, певучая, как овод,
Шмыгнула пуля возле храбреца.
И началось! Запело, засвистало.
Посыпал густо вражеский свинец.
“Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,
Налажу связь!” - в ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами,
Сквозь дикую метелицу стеной.
Тогда я стиснул два конца зубами
И принял бой, неравный, дерзкий бой.
Меня нашли, когда уже смеркалось.
В руках винтовка, поднятый прицел.
В зубах был провод. Связь не прерывалась.
Вблизи валялась груда вражьих тел.
Я тихо умер, чуть назад отпрянув,
Прижавшись к ели и оледенев,
Но на лице моем спокойном и упрямом
Не ужас был, а ненависть и гнев.

(Садится за столик)

Ведущий 2: Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забыть и тех, невинных жертв, которые были загублены фашистами в концлагерях.

Нет! Нет! Вовеки не бывать
Хозяином врагу.
Он может жечь и убивать,
Душить людей в дыму,
-Нет, никогда такой народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!

Звучит музыка Моцарта “Реквием”.

Выходит девушка.

Слова читаются на фоне кадров концлагеря.

Рассказ девушки, угнанной в рабство:

Я, 15-летняя Катя Сусанина, тоже испытала весь ужас войны, я знаю о ней не понаслышке. Я тоже была в немецкой неволе, рабыней немецкого барона, работала у немца Шарляна прачкой, стирала белье, мыла полы. Работала очень много, а ела два раза в день в корыте с Розой и Кларой- так звали хозяйских свиней. Так приказал барон. “ Русс была и будет свинья”,- сказал он. Я очень боялась Клары - это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Жила я в дровяном сарае: в комнату мне входить не разрешали. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил дворник хозяев. Тогда сам барон бил меня ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. А когда я узнала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины, я решила добровольно уйти из жизни: лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Ведущий 1: Тысячи невинных людей были загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Ведущий 2:

Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые маки.
В музейном покое - щиты,
А рядом - бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы-
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.
Дым не клубится...
Цветы пламенеют - и свет
Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть
На алые маки.

(Выходит мать, потерявшая сына, и садится за столик (на фоне музыки “Журавли” ведущий читает слова)

Ведущий 1: Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

Ведущий 2: На свете не существует человека родней и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо- чудо воскрешения.

Рассказ матери, потерявшей сына: (выходит к месту, неся в руках фотографию погибшего сына)

Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка.
Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала-
И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах

Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!

Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка.
Тебя все нет и нет!

Ветеран подходит к матери с сочувствием:

Напрасно, мать не жди солдата-
Обманывать он не привык.
То ветер грустно, хрипловато
Поет, как старый фронтовик.

Девушка, угнанная в Германию:

Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали,
Но на карте нет таких высот.
Вот она - святая память наша,
Сбереженная на все века...
Что ж ты плачешь, что ты, тетя Даша?
Нам еще нельзя с тобой пока.

Школьник-старшеклассник:

Я вижу ее накануне Победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
Она всегда оставалась сильной, наша русская женщина.

Музыка “Реквием”

Ведущий 1: Уходят годы лихолетья все дальше и дальше, взрослея, сменяет одно поколение другое. И с каждым годом меньше остается ветеранов, живых свидетелей войны. Но еще долго будут жить в памяти людской герои литературных произведений, прошедшие войну с первого до последнего ее дня.

Выходит ученик-писатель с книгой в руках

Рассказ писателя Бориса Васильева: Я, Борис Васильев, автор всем известной повести “А зори здесь тихие...” . Для меня женщина-это воплощенная гармония жизни. А война -всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...

Вопрос школьника писателю: - А как у Вас родился замысел повести “А зори здесь тихие...”?

Ученик-писатель: Замысел повести родился от “толчка памяти”. На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Точнее 8-го июля 1941 года. А 9-го июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...

Инсценировка отрывка из повести “А зори здесь тихие...”

Музыка “Тишина”. Выходит пожилой мужчина с юношей. У юноши цветы. Они подходят к обелиску, кладут цветы и садятся рядом на скамейку. Мужчина начинает свой рассказ.

Воспоминания пожилого Васкова:

Я все требовал пополнения. Понимаешь, у нас на 171 разъезде был курорт. От безделья солдаты млели и напивались, за что я получал постоянные выговоры. Я все требовал непьющих. Вот мне и прислали. Я вышел и оторопел. Во дворе стояли 10 сонных девушек. Я даже в начале решил, что мне спросонок померещилось.

Понимаешь, мне тогда исполнилось только 32 года. С этим взводом я постоянно попадал в какие-нибудь нелепости. К примеру, однажды завернул я за сарай и обомлел. Дни стояли жаркие. Так вот мои красавицы во главе с командиром, сержантом Осяниной, разлеглись на казенном брезенте загорать в чем мать родила. Представляешь. Я иду, а там белое, восьмикратно помноженное тело лежит. Ну, хотя бы завизжали для приличия, ан нет: уткнули носы и затаились. Пришлось мне как мальчишке, задним ходом. Вот с тех пор и стал я кашлять на каждом углу, как коклюшный.

А однажды вбегает Рита запыхавшись:

  • Товарищ старшина! Немцы в лесу!
  • Откуда известно?- спрашиваю у нее.
  • Сама видела. Двое с автоматами, в маскировочных накидках.

Дал я команду - в ружье: боевая тревога.

Построились все. Нечего сказать, строй - у одной волосы, как грива, у другой какие-то бумажки на голове. Вояки!

Юноша подходит к плите и читает имена погибших девушек:

Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак...

Васков продолжает:

Знал ли я тогда, имел ли я право распоряжаться судьбами этих пяти девушек из-за горстки фрицев. Никогда я себе этого не прощу.

Юноша: Не кори себя, Федот Евграфыч. Многие поступали в то время так, как ты. Они защищали Родину.

Васков: Да, если бы мы только знали, что нас ждет. Если бы только знали - 6 против 16-ти. Необходимо было подкрепление. Решил послать Лизу.

Юноша: Ну и что случилось с Лизой?

Васков: Да не дошла Лиза. Я это сразу понял, когда увидел, что не взяла она слегу! Торопилась и не вспомнила... да разве можно в болоте без слеги? Я представил, как жуткий крик о помощи звенел над равнодушным болотом, как она долго глядела на синее небо, как тянулась, выплевывая грязь, тянулась в небо и верила, что завтра для нее все равно наступит...

Юноша: А Соня Гурвич? Как она погибла?

Васков: Закурить я хотел, да кисет где-то оставил. Соня и вызвалась принести. Не успел я ее остановить... Только сапоги застучали... участи ее почти не знали, она была тихой, незаметной... Когда мы ее нашли, она тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами... Удар был рассчитан на мужика, вот почему и крикнуть- то посильнее не смогла. Девчонки убивали первый раз, видели смерть товарищей... не могли это пережить... мне некогда было их успокаивать...

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Не зря погибли.

Юноша: А с остальными что случилось?

Васков: Женька уводила немцев от раненой Риты. Ее автомат бил еще где-то по ним. Еще огрызался и ее голос, ее песня... Она умирала с песней. Она до сих пор у меня в ушах... Женька никогда не расстраивалась, никогда не сомневалась, что все кончится благополучно... И даже когда пуля ударила ее в бок - она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет. Она могла бы затаиться, переждать, но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа... немцы и добили ее лежа, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и красивое лицо.

Положил я их всех, а за что? За десяток фрицев? Вот и тебя сиротой оставил.

Юноша: А знал ли ты в то время о моём существовании?

Васков: Да нет, перед самой смертью Рита призналась, что немцев увидела, когда в город бегала, три годика тебе было тогда... Попросила она меня последнюю просьбу выполнить: не оставлять тебя одного. Знала Рита, что умирает, что рана ее смертельная, что умирать она будет долго и трудно. Плакала она беззвучно, просто слезы текли... Я скорее почувствовал, чем расслышал этот выстрел... Она выстрелила себе в висок, и крови почти не было. Вот здесь я похоронил твою мамку и Женьку, сынок.

(Васков и юноша подходят к плите, кладут цветы и уходят)

Группа учащихся исполняет песню “Я у братской могилы стою”.

Слова Т.Трясоруковой, музыка И.Мелешковой.

Ведущий 1:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Ветеран: Я познакомился с тобой, война, в далеком 1941 году! Но я выжил всем смертям назло. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Война желала отучить меня от всего, к чему я привык. Война хотела научить меня подчиняться беспрекословно. Как сейчас слышу крик командира - беги, исполняй; оглушительно рявкаю - “Есть”, падаю, ползу, засыпаю на ходу. Шуршание мины - зарываюсь в землю, рою ее носом, руками, ногами, нет испытывая при этом страха, не задумываясь... гибли друзья - рыл могилу, сыпал землю, стрелял в небо - три раза. Я многому научился на той войне. Я тоже был голоден, мне тоже было холодно. Мне было жалко погибающих друзей.

Ведущий 2:

Седой солдат расскажет внукам
Про эту боль своих времен,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон;
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей;
И разъяснит, как по уставу
Куда какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин.

Школьник: Расскажите, Иван Васильевич, как вы получили свою первую награду?

Ветеран: Надо вам заметить, что гражданская моя специальность- сторож на городском кладбище. А это я к тому говорю, что к работе разведчика никакого отношения не имею. Когда попал в разведку, стал за “языками” ходить. Дело было для меня непривычное, но ничего, привык, наловчился. Пошли мы как - то за “языком”, да наскочили на здоровенный отряд немцев. Перебили, наверное, половину и поползли, как было условленно. Да тут со мной неполадка вышла, долбануло меня чем - то по голове. В глазах потемнело, стало темно, как в могиле. Пока я. как говорится, в себя приходил приводил мысли в порядок, уволокли меня немцы довольно далеко... Привели на допрос. Ничего, говорю, вы от меня не узнаете, кроме того, чего сам пожелаю сказать. Повели меня на расстрел, обер-лейтенант и шесть штук рядовых. Дошли до опушки леса, суют мне в руки лопату:

“ Копай!” Ну, дело привычное, стал себе рыть могилу. Эх, думаю, никакой из меня разведчик не вышел - такие “языки” пропадают! А лейтенант смотрит на меня и говорит: “ Шнель, шнель!” Я ему руками из могилы показываю - мол, не учи, сам знаю. Рою дальше и вдруг слышу, летят... Засуетились немцы, на землю попадали. А здесь как ахнет. Я тоже в могиле пригнулся, меня только землей присыпало. Могила спасла. И я считаю, что это лучшая из всех мною вырытых могил. А обер-лейтенанта я потом два часа на себе тащил до наших, а в сумке у него карта оказалась с их точками. Вот так я и получил свою первую награду.

Школьник: Я тоже награда. Я родился 9 мая. Говорят, что мое рождение- это подарок моему деду-ветерану. И, наверное, не случайно, каждый год дед брал меня на парад ветеранов. И, шагая с ним в одном ряду, я будто бы слышал запах Победы. Сейчас деда уже нет в живых. Но я, глядя на его медали, перебирая его письма с фронта, всегда помню о том, что я родился 9 мая, и горжусь этим.

Звучит музыка “День Победы”

Ведущий 2:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
Их голоса уже здесь прозвучали,
И по утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

(Каждый из гостей подходит к “Вечному огню”, кладет цветок и ставит зажженную свечу и становится рядом с Вечным огнем по обе стороны)

Ведущий 1:

Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,-
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.

Ведущий 2:

Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
У нас, до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет:
Пока мы чтим за Русь погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.

Ведущий 1: Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг - всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Под музыку “Майского вальса” учащиеся исполняют вальс

Библиографический список

1. Антология современной литературы Белгородчины.- Белгород, 1993

2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 1. М.: Дрофа, 2007

3. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 2.- М.: Дрофа, 2007

4.Поэзия Великой Отечественной 1941-1945. – Ташкент УКИТУВЧИ, 1986

Учитель начальных классов:

Шевцова Кристина Валериевна

Литературно-музыкальная гостиная ко Дню Победы

Тема: «Ваши жизни война рифмовала»

Цели:

Воспитывать чувство гордости за свой народ, за его героическую историю, чувство личной сопричастности с судьбой страны; создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа;

Г.Норильск

МБОУ «Гимназия №7»

(на сцене сидят учащиеся в военной форме, у костра)

Ведущий 1.

У памяти старой в плену, Не зная к себе снисхожденья Художники пишут войну, Живую картину сраженья. И видят опять наяву Разбитых траншей повороты, Через ледяную Неву Бросок безответной пехоты. Гудит на ветру полотно, От жаркого грохота стали. Погибшие в битве давно Живыми из мёртвых восстали.

Учащийся 1.

Такого ещё не было в старь - Пусть радость повсюду гремит, Праздником мира войдёт календарь Праздник Победы – Девятое мая!

(звучит песня «День Победы»)

Учащийся 2. (презентация «Военная хроника 1941-1945 год»)

Май 1945 года. Победа… и что может быть проще, сильнее и человечнее этого слова? Победа… она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная. Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными руками. И впервые за тысячу четыреста восемнадцать дней над Европой воцарилась тишина.

Учащийся 3.

Победа… народ ждал её 4 года. Четыре долгих года он шёл к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и не досыпал, тянулся из последних сил и всё же выстоял и победил! Но прежде были Брест и Смоленск, Орёл и Курск, Сталинград и Ленинградская блокада. Были миллионы погибших наших людей. Был первый день, горький день войны…

Учащийся 4.

Казалось, было холодно цветам, И от росы слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки… Такою всё дышало тишиной. Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной. Всего каких-то пять минут осталось.

Учащийся 5.

Над страной проносилась светлая тень короткой ночи – самой короткой из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарёй, занимался рассвет.

Учащийся 6.

Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м, в мае…

(Звучит музыка. Несколько пар танцуют вальс)

Учащийся 7.

Гудел набат… Однако дед-звонарь Не на заутреннюю звал Старушек службу. Он медным голосом Мужчин будил, как встарь, Набатом призывая их к оружью. И в тот рассвет Набат, нарушив сон, Приказывал и звал на бой с порога… И вдруг дошло: Метаться не резон! Медноголосый этот перезвон - Для каждого всеобщая тревога! Гудел набат…

Ведущий 1 .

(на экране идёт документальный ролик о войне)

С отчаянной пальбой мчатся мотоциклисты, напролом рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, дороги. Кровь, смерть… Пылающая Брестская крепость, продолжая сопротивляться, подаёт сигналы о помощи… Идёт война. И каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужчин…

Учащийся 1.

Война взломала даже демографию. И в сорок – трижды проклятом году! В школярские, ребячьи биографии Внесла немыслимую чехарду. Измерив, жизнь иными величинами, Во взрослый мир вошли мы напрямик, Став чуть ли не матёрыми мужчинами, О юности не вспомнив и на миг.

(Звучит песня «Моя любимая»)

Учащийся 2.

Мне хочется отослать тебе кусочек фронтовой ночи, прострелянной пулемётами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь рядом со мной. За то, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни гадина, чтоб смелый и умный наш народ никто не называл рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо…

3-го был бой, а 4-го день рождение. Я шёл и думал, что остаться живым в таком бою всё равно, что заново родиться… Я верю твёрдо, что будет всё: и Родина свободная, и солнце, и споры до хрипоты, и наши книги… Июль 1942 года.

Ведущий 2.

Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем синем море Бригантина подымает паруса. Капитан, обветренный, как скалы, Вышел в море, не дождавшись дня. На прощанье подымай бокалы Золотого терпкого вина. Пьём за яростных, за непохожих, За презревших грошовый уют. Вьётся по ветру весёлый Роджер, Люди Флинта песенку поют. И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза - В флибустьерском дальнем синем море Бригантина подымает паруса.

Учащийся 3.

(учащиеся исполняют песню «Журавли»)

Они прошли войну в солдатских шинелях, служили в пехоте, артиллерии, авиации, в разведке. У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали на Западном фронте, другие – под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие до Праги, третьи – до Порт-Артура… каждому выпала своя доля, но война была нашей общей судьбой, судьбой всего народа. Нам нужно было выстоять и победить. И мы это сделали!

Учащийся 4.

Слава богу! Ведь всё, что было, Всё, что было, - было со мною. И война меня не убила, Не убила пулею шальною. Я судил не по людям, по душам. И по правде, и по замаху. Мы хотели, чтоб было лучше, Потому и не знали страху. Потому пробитое знамя С каждым годом для нас дороже. Хорошо, что случилось с нами, А не с теми, кто моложе.

Учащийся 5.

Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом ко мне вернулось.

Учащийся 6.

Война совсем не фейерверк, А просто – трудная работа, Когда – черна от пота – вверх Скользит по пахоте пехота Марш! И глина в чавкающем топоте До мозга костей промёрзших ног. Наворачивается на чёботы Весом хлеба в месячный паёк.

(Звучит песня «Давай закурим…»)

Учащийся 7. (презентация «Хроники Войны»)

На этой войне и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, который обрушился на нас с невиданной жестокостью.

Учащийся 8.

Я только раз видала рукопашный, Раз – наяву. И сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Мне не кажется жизнь короткой - Только молодость коротка. Улетела крылатой лодкой, Но всё так, же бурлит река.

Ведущий 1.

Я родом не из детства – из войны. И потому, наверное, дороже, Чем ты, ценю и радость тишины, И каждый новый день, что мною прожит. Я родом не из детства – из войны. Раз, пробираясь партизанской тропкой, Я поняла навек, что мы должны Быть добрыми к любой травинке робкой.

Учащийся 1.

У наших женщин почти не было юности. Предвоенное поколение сразу же повзрослело с началом войны. Их весенняя пора жизни «улетела крылатой лошадкой», промелькнула, исчезла.

Разве думала на войне Под обстрелом, на поле минном, Что встречаться с любовью мне Не придётся. Да это видно!

Учащийся 2.

Молодость и война, любовь и смерть. Какие несовместимые понятия! Но было именно так… А ещё – солдатское братство и вера в силу любви.

Ведущий 3.

Покрывается сердце инеем - Очень холодно в судный час. А у вас глаза, как у инока, Я таких не встречала глаз. Ухожу, нет сил. Лишь издали (всё ж крещённая!) помолюсь. За таких вот, как вы, - за избранных. Удержать над обрывом Русь. Но боюсь, что и вы бессильны. Потому выбираю смерть. Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть.

Учащийся 3.

А где-то матери, ожидая весточек от сыновей, шептали: родненькие, оставайтесь живы! Кровиночки, будьте мужественными, сыночки, будьте здоровы.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слёзы они вытирали украткою,

Как вслед им шептали: - Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Учащийся 4.

Сколько их, молодых и пожилых, сынов, дочерей, отцов не пришли с войны. Они остались лежать на своей и чужой земле. Нам не речи хвалебные, Нам не лавры нужны, Не цветы под ногами Не пришедшим с войны. Не жалейте, не плачьте. Мы погибли за вас! Иногда (хоть не часто) Вспоминайте про нас.

Учащийся 5.

Жизнь шагает по планете. Она щедро дарит нам друзей, любовь, детей, яркое солнце, подснежники, звонкое пение птиц. Но она требует от нас памяти, памяти о минувшей войне, о тех, кто не дожил до Победы.

Учащийся 6.

Ещё стояла тьма немая, В тумане плакала трава, Девятый день большого мая Уже вступил в свои права. Не рокотали стайки «Яков» Над запылавшею зарёй, И кто – то пел, и кто – то плакал, И кто – то спал в земле сырой. Вдруг тишь нахлынула сквозная И в полновесной тишине Спел соловей, ещё не зная, Что он поёт не на войне.

Учащийся 7.

Что можем мы, сегодняшнее поколение, сделать для нашей земли, страны? Чем отблагодарить участников тех героических лет? Памятью!

(на экране идёт отрывок из кинофильма «В бой идут одни старики», конец)







2024 © mgp3.ru.