Какому инструменту является родственником английский рожок. Презентация "деревянные духовые инструменты"


(итал. - Oboe, франц. - Hautbois,
нем. -
Hoboe, англ. - Oboe,)

Гобой, удивительный инструмент с удивительной и долгой историей, обладающий нежнейшим и ласкающим слух звуком. Этот инструмент по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения великих классиков таких как Бах, Гайдн, Моцарта, Шумана и других.

Предки гобоя уходят корнями в глубокую древность. Со временем у человека возникла мысль создания источника звука-"трости", изготовленной из камыша и соединённой впоследствии с продольной или поперечной дудочкой. Разновидностью примитивных инструментов были дудочки типа флейты, гобоя, а также рога животных-предшественники медных духовых инструментов.
Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо - прямых предшественников современных гобоя и кларнета.


На фото "Аволс"

Технология язычковых инструментов использовалась еще в древние времена, уже тогда существовали первые инструменты, в строении которых использовалась одинарная или двойная трость. В Древнем Египте музыканты использовали язычковые инструменты называвшиеся "мемет".
В Древней Греции в роли предка гобоя выступал инструмент называвшийся "авлос", там он получил в свое время очень большое распространенность.

Аналогом древнегреческого инструмента являлся так называемый "тибия" , использовался он в Древнем Риме и у этрусков. Так же существовали инструменты по тем временам очень похожие на современные по устройству и типу звучания волынки, называются они "бурдон". Устройство их было следующее, состояли они из двух трубок, в которые одновременно подавался воздух, и следовательно одновременно появлялся звук, при чем одна из трубок при подаче в неё воздуха давала одинаковое звучание другой трубке, только это звучание выполняло роль сопровождения и было в басовом регистре. Но основная эволюция гобоя происходила в Европе, уже начиная в двенадцатого века инструмент начали все больше и больше рисовать и изображать на картинах и гобеленах, что очень облегчает процесс слежения за историей эволюции и совершенствования инструмента. Гобой, называемый шалмеем, был изобретен в эпоху Ренессанса, делали его из одного сплошного куска дерева, имевшего довольно большую, продолговатую длину.


На фото "Шалмей"

Шалмеи в то время делали и изобретали в нескольких разновидностях, как и человеческие голоса, от высокого до низкого, то есть от сопранового до басового. Именно столь большая классификация позволяла создавать так называемые "консорты" из шалмеев, консортами тогда назывались ансамбли. Время шло дальше и инструмент совершенствовался и изменялся в хорошую сторону, сейчас мы перенесемся во Францию, родственники гобоя, шалмей и круммхорн звучали практически везде, от торжественных и величественных придворных празднеств до обычного деревенского, сельского праздника. Это широкое распространение инструмента не прошло мимо известных французских мастеров. Филидор и Оттетер - люди взявшиеся за совершенствование инструмента, введение в его строение разделение на части, теперь было три части, изменено расположение клапанов и дырочек для них, так же было улучшено интонирование инструмента, что намного облегчало игру на нем. Так же конструкторы добавили несколько клапанов, но самое главное это было то, что трость была улучшена, теперь музыкант мог свободно управлять ею своим губным аппаратом, мог делать спокойно вибрато, да и вообще звук стал намного прозрачнее, чище, красивее. Все эти усовершенствования сделали гобой еще более известным инструментом, особенно после того как гобои вошли в состав военных оркестров, за счет которых получили быстрое распространение по Европе.
Так же гобои брали в оркестры оперных театров, балетных постановок, а так же стал использоваться как ансамблевый и солирующий инструмент. Все эти шаги в конструкции и изобретениях сделали гобой главным инструментом восемнадцатого века, даже говорят что этот век "золотой век гобоя". Ну и самые последние модификации гобоя связаны с тем, что конструкция всех деревянных инструментов претерпела существенные изменения. Теобальд Бём сконструировал и предложил очень эффективную систему клапанов, облегчающую значительно игру на инструменте и позволяющую намного улучшить звучание, и что очень важно, увеличить значительно диапазон, в котором инструмент мог бы играть. Но гобой это все же отдельный инструмент из всей семьи деревянных духовых инструментов и он требовал отдельного подхода к своей технической стороне. Двое изобретателей Люсьен и Франсуа Лоре изменили и модифицировали систему механики для гобоя, тем самым облегчив игру на нем, так же эту систему используют и по сей день, и она очень нравится исполнителям музыки на гобое. Как вы убедились история у этого необычного инструмента весьма и весьма интересная.

Послушайте как звучит гобой

Аллесандро Марчелло - 1. Andante (oboe concert)

Аллесандро Марчелло - 2. Adagio (oboe concert)

Аллесандро Марчелло - 3. Presto (oboe concert)

А теперь нужно рассказать о семействе гобоя, именно того гобоя, который мы привыкли видеть и его ближайших родственниках. У него очень большое семейство: гобой - пикколо(мюзетт), звучит выше чем обычный гобой; дальше идет обыкновенный гобой, который привыкли наблюдать в симфонических оркестрах; гобой д"амур, играет ниже чем обычный гобой, так как находится в другом строе; после идет альтовый гобой или как все привыкли слышать его обычное название английский рожок, звучит он ниже чем обычный гобой, так же по причине другого строя; ну и самый низко звучащий из семейства, баритоновый гобой, звучит он ровно на октаву ниже обычного гобоя, используется не так часто как остальные представители семейства.

ГОБОЙ

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель. В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного оркестра. Диапазон гобоя -- от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние -- насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие -- пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто. На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка. Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского -- задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в «Лебедином озере». А вот Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок. Самый близкий родственник гобоя -- английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем. Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению Римского-Корсакова. Английский рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины «В Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из «Пиковой дамы» Чайковского. А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль» английский рожок имитирует звучание рожка альпийских пастухов. В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГОБОЙ" в других словарях:

    Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью Диапазон … Википедия

    - (франц. hautbois). Духовой деревянный инструмент, занимающий по тону середину между флейтой и кларнетом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОБОЙ деревянный музык. духовой инструмент, занимающий по… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. hautbois букв. высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон … Большой Энциклопедический словарь

    Зурна, сарюсофон, дудук Словарь русских синонимов. гобой сущ., кол во синонимов: 4 дудук (3) зурна … Словарь синонимов

    ГОБОЙ, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОБОЙ, я, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. | прил. гобойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист муж. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

    - (Oboe ит., Hantbois фр., Hoboe нем.) деревянный духовоймуз. инструмент, принадлежит к группе тех духовых инструментов, мундштуккоторых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус Г.состоит из конической трубки с дырочками и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    гобой - я, м. haut bois m., > нем. Hoboe. Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте средний между кларнетом и флейтой. БАС 2. Прислано сюда музыкальных инструментов.. пара валторн медных негодных же, пара кронов негодных же, пара гобои.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д… … Энциклопедия Кольера

    гобой - я, мн. гобо/и, гобо/ев, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом. Играть на гобое. Родственные слова: гобои/ст, гобо/йный… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Душевный гобой. Альбом для гобоя и фортепиано. Клавир и партия / Hautboy the Kind: Album for Hautboy and Piano: Piano Score and Part , Жанна Металлиди. Предлагаемое издание продолжает серию сборников пьес для духовых инструментов в сопровождении фортепиано, написанных петербургским композитором и педагогом Жанной Лазаревной Металлиди. Ранее…

Английский рожок имеет еще второе название – альтовый гобой и относится инструмент к группе деревянных духовых. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.

Современный инструмент по своему устройству действительно похож на гобой , однако у него размеры чуть крупнее и раструб грушевидной формы, который ни с чем не перепутаешь. Да и звучание отличается от его близкого сородича. Английский рожок звучит более мягко, с приятным густым и полным тембром. В симфонический оркестр инструмент вошел в середине в середине XVIII века и с тех пор стал полноправным участником. Первым композитором, который обратил внимание на этот инструмент стал К. Глюк, он использовал его в своей опере «Орфей и Эвридика ».


На самом деле свое название английский рожок получил из-за неверного толкования французского слова anglais. Правильно было бы перевести это слово, как «изогнутый углом». Есть еще одна интересная версия происхождения слова английский. Предположительно, первые варианты рожка выглядели как трубы, с которыми обычно рисовали на полотнах в те времена ангелов. Таким образом, немецкое слово engellisch (ангельский) преобразовалось в englisch (английский).

Отдел духовых и ударных инструментов

Отдел духовых инструментов образовался в 2010 году, в 2016 году в отдел добавились ударные инструменты и отдел получил название «Отдел духовых и ударных инструментов».

Учащиеся отдела обучаются игре на духовых инструментах таких как: блокфлейта, флейта, кларнет, саксофон, гобой, труба; народных духовых инструментах: жалейка, свирель, окарина и рожок; ударных инструментах: ксилофон, малый барабан.

Отдел духовых и ударных инструментов играет важную роль в организации учебного процесса ЦТР и МЭО «Радость». Педагоги и учащиеся отдела активно участвуют в музыкальной жизни Центра, округа и города. Все педагоги отдела профессиональные музыканты, многие из них являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, артистами известных оркестров города Москвы.

Цели и задачи отдела

Целью отдела является получение музыкально-эстетического образования учащихся, приобщение подрастающего поколения к искусству игры на духовых и ударных инструментах.

Задачи отдела:

  1. Освоение навыков игры на духовых и ударных инструментах. Подготовка учащихся к сольным, ансамблевым и оркестровым выступлениям.
  1. Приобщение учащихся к художественно-массовой, образовательной и просветительной работе, музыкально-культурное и духовное воспитание учащихся.
  1. Развитие у детей музыкальных способностей и максимальная реализация творческого потенциала каждого ребёнка.

Духовые музыкальные инструменты

Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на деревянные и медные.

Деревянные духовые инструменты

Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами. К деревянным духовым инструментам относятся - флейта, кларнет, саксофон, гобой.

Блокфлейта (продольная флейта)

Блокфлейта духовой инструмент, как правило, из дерева или пластика. Блокфлейту держат продольно, вдувая воздух в свисток с рассекающим воздух клином, расположенный на верхнем конце трубки. На самой трубке расположены закрываемые пальцами отверстия, семь сверху и одно снизу. В настоящее время блокфлейта используется в основном для исполнения старинной музыки и для обучения детей.

Блокфлейта

Флейта


Флейта (итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент.

Флейта один из самых древнейших музыкальных инструментов. Самая древняя флейта была обнаружена в Китае, её возраст датируется примерно девятью тысячами лет. Изготовлена такая флейта была из костей птиц.

А вот та флейта, которую мы слышим в оркестре в наше время, называется поперечной флейтой. Почему у нее такое название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Флейта раньше изготавливалась из дерева, теперь же, в основном, - из металла.

Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блокфлейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между1832 и 1847 немецкий мастер Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Флейты делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.

Современная оркестровая флейта с остоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух. По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Трубка флейты имеет 16 или более отверстий которые закрываются клапанами.

Флейта делится на три части: головку, тело и колено. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Диапазон флейты — более трёх октав: начиная от си малой октавы или до первой октавы (для инструментов с коленом до), до до четвёртой) и выше.

Флейта обладает ясным, прозрачным тембром в среднем регистре, шипящим в нижнем и несколько резким в верхнем регистре.

Партия флейты записывается в скрипичном ключе.

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из семейства духовых, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется флейта в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, — в камерных ансамблях.

Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Разновидности флейты:

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: большая флейта, малая флейта - флейта-пикколо, альтовая флейта, басовая флейта.

Флейта - пикколо


Флейта-пикколо

Пикколо (piccolo - по-итальянски - "маленький").

По конструкции аналогична обычной поперечной флейте, но в два раза меньше и звучит на октаву выше. Аппликатура несколько иная, но в целом схожа с поперечной флейтой.

Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра.

Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных

эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

Альтовая — от соль малой октавы до ми третьей (пишется в ключе соль, транспонирует на кварту вниз).

Басовая — от до малой октавы до до третьей (пишется в ключе соль, транспонирует на октаву вниз).

Выдающиеся флейтисты:

Иоганн Иоахим Кванц (Германия)

Теобальд Бём (Германия)

Жан- Пьер Рампаль (Франция)

Джеймс Голуэй (Ирландия)

Александр Васильевич Корнеев (Россия)

Владимир Николаевич Цыбин (Россия)

Альберт Леонидович Гофман (Россия)

ГОБОЙ


Гобой (от франц. hautbois - букв. - высокое дерево), англ. нем. Иитал. oboe) - деревянный духовой музыкальный инструмент.

Инструменты типа гобоя издавна бытовали в музыке различных народов. Ближайший родственник гобоя инструмент - шалмей. Отделился от шалмея гобой в 16-17 веке. Первые гобои изготавливались из тросника или бамбука — для создания корпуса использовалась природная полость внутри трубки. Современный гобой с развитым клапанным механизмом сложился на рубеже 19-20 вв.

Современный гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трех частей. Двух колен и небольшого раструба.

Полный диапазон инструмента - от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.

Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.

Различают следующие системы кострукции: немецкую (с более плотным носоым тускловатым звуком) и французскую (с более широкими техническими тембровыми и динамическими возможностями).

Трость современного гобоя ― пара упругих тонких камышовых пластинок, плотно соединённых друг с другом и вибрирующих под действием вдуваемой струи воздуха. Качество трости не менее важно, чем свойства самого инструмента. В большинстве случаев трости делаются вручную самими гобоистами. Трость должна быть адаптирована к силе дыхания музыканта и амбушюру (постановке губ).

Камыш (сорт тростника arundo donax) - самый подходящий материал для трости, благодаря своим прямым волокнам и большой гибкости. Процесс изготовления трости сложен и долог и включает несколько стадий.

Изготавливается гобой из африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

В симфоническом оркестре используется обычно два или три гобоя. Традиционно по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем, настраивается весь симфонический оркестр.

Разновидности гобоя:

гобой д,амур(in A), английский рожок (in F),баритоновый гобой (гекельфон).

Гобой д"амур - меццо-сопрановый гобой, настроен на малую терцию ниже обычного. Его мягкий, как бы матовый тембр особенно привлекал Баха и других композиторов эпохи барокко. Среди современных композиторов, также использовавших этот инструмент, - Штраус, Дебюсси и Равель.

Английский рожок - альтовый гобой, настроенный квинтой ниже обычного. Благодаря богатому, своеобразному тембру он стал сольным инструментом симфонического оркестра.

Басовый гобой (или, как его иначе называют, баритоновый гобой) настроен октавой ниже сопранового. Его звучание считалось недостаточно сильным для больших оркестров, которые вошли в моду к концу 19 в. Чтобы восполнить этот недостаток, в 1904 был предложен геккельфон, названный так по имени его изобретателя Геккеля, немецкого мастера духовых инструментов. Р.Штраус применил его в Электре и Саломее, время от времени его стали использовать и другие композиторы.

Выдающиеся гобоисты:

Хайнц Холлигер (Германия)

Александр Николаевич Корешков (Россия)

Алексей Юрьевич Уткин (Россия)

Анатолий Сергеевич Любимов (Россия)

Иван Фёдорович Пушечников (Россия)

Анатолий Викторович Петров (Россия)

КЛАРНЕТ

Кларнет (итал. clarinetto ,фр. clarinette , нем. Klarinette ,англ. Clarinet - яркий, ясный (звук) ) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо. В дальнейшем усовершенствовали кларнет мастера: Гиацинт Клозе, Луи-Огюст Бюффе, Адольф Сакс и Эжен Альбер.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов.

Кларнеты бывают немецкой и французской системы.

Кларнеты немецкой системы обладают ярким, выразительным звучанием за счёт возможностей инструмента.

Кларнеты французской системы имеют глубокий звук и более виртуозны, чем инструменты немецкой системы.

Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Фирмы: (Yamaha, Selmer, Буффе- Крампон).

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость ― звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда полностью собранный сопрановый кларнет in В в длину составляет около 66 сантиметров.

Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку.

Составные части кларнета

Трость (язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку. Изготавливается трость из особых сортов камыша (Arundo donax) или (реже тросника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание. Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века.

Трость кларнета — хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе.

Разновидности кларнета:

Слева направо: кларнет-сопранино in As, малый кларнет in Es, кларнет in B

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д,амур), а некоторые — используются и в наше время. В прошлое время кларнеты были несовершенны, у них не было таких клапанов как у современных кларнетов.

В настоящее время используются кларнет in B, кларнет in A, кларнет in Es, бас-кларнет, кларнет in C.

Кларнет in B (в строе си-бемоль ; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом).

Кларнет in A (в строе ля).

Малый кларнет (кларнет-пикколо). Существует в двух строях:

1. in Es — был изобретён в начале XIX века, Звучит на малую терцию выше написанных нот и на чистую кварту выше кларнета in B.

2. in D — почти не отличается от малого кларнета in Es, звучит на полтона ниже его, применяется достаточно редко

Кларнет in C — использовался наравне с кларнетами in A и in В. В XVIII—XIX веке, В настоящее время используется лишь как учебный инструмент.

Низкие разновидности кларнета:

(бассетгорн, басовый и контрабасовый кларнеты) несколько отличаются по своей конструкции от обычных кларнетов. Кроме того, что эти инструменты имеют бо́льшую длину (обеспечивающую им более низкие звуки). Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.

бассетгорн — в XVIII и начале XIX века достаточно часто вводился в оркестр с целью расширения диапазона обычного кларнета вниз, а иногда использовался и как солирующий инструмент. Существовал в строях A, Es, G и F (последняя разновидность применялась чаще всего.

бас-кларнет — сконструирован Адольфом Саксом в 1830-х годах на основе более ранних моделей других мастеров 1770-х годов и впервые использован в оркестре в опере Мейербера «Гугеноты» (1836), в дальнейшем применялся другими французскими композиторами, позднее — также немецкими (от Вагнера) и русскими (от Чайковского). Звучит на октаву ниже сопранового кларнета, применяется почти исключительно in B.

контрабасовый кларнет — самая низкая по звучанию разновидность кларнета, имеющая общую длину почти 3 метра.

В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета бассет-кларнет — применяется в тех же строях (in A и in B), что и обычный инструмент, но с расширенным вниз на малую терцию диапазоном. Такие инструменты сохранились в единичных экземплярах с XIX века, в 1951 году на их основе была сконструирована современная модель.

Выдающиеся кларнетисты:

Антон Штадлер (Австрия)

Роберт Спринг(США)

Бенни Гудмен(США)

Генрих Йозеф Берман (Германия)

Сабина Мейер (Германия)

Филлип Купер (Франция)

Владимир Александрович Соколов (Россия)

Сергей Васильевич Розанов (Россия)

Медные духовые инструменты

Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей или такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса.

Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были из дерева.

ТРУБА

Труба́ (итал. tromba , фр. trompette , нем.Trompete , англ. trumpet ) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей.

Труба эпохи барокко (реконструкция).

В качестве сигнального инструмента натуральная труба вошла в состав оркестра примерно с XVII века. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба — правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

Применение сурдины

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука или тембр. Сурдина для классической трубы — грушеобразная болванка из дерева, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов — рычания, кваканья и т. п.

Разновидности трубы:

Труба-пикколо. Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Звучит на октаву выше основной трубы.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония).Бала введена Н,А, Римским -Корсаковым. В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Известные трубачи:

Андре Морис (Франция)

Арбан Жан-Батист (Франция)

Майлз Дэвис (США)

Диззи Гиллеспи (США)

Луи Армстронг (США)

Вячеслав Михайлович Прокопов (Россия)

Василий Георгиевич Брандт (Россия)

Тимофей Александрович Докшицер (Россия)

Михаил Иннокентьевич Табаков (Россия)

Духовые инструменты. Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства «свернутые», как у фагота, валторны, трубы. Одни изготовляются из дерева, другие - из металла. И форма инструментов, и материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал: ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева. Поэтому духовые инструменты делятся на две группы - деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот, а также английский рожок и саксофон.

Флейта – это духовой инструмент, изображения которого находят еще на фресках Древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.

Диапазон ее - от до первой и до до четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекало ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности. Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты. Флейта самый высокий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo - по-итальянски - «маленький»). Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

И. С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты №2 си минор

Гобой – это деревянный духовой инструмент, похожий на флейту, но имеющий звук более теплый и густой. Произошел он от простой свирели – костяной трубочки, снабженной мундштуком и имевшей отверстия, - и появился во Франции во второй половине XVII века. Гобой похож на прямую деревянную трубочку с 25 отверстиями, из которых 22 – 24 закрыты клавишами. При игре исполнители закрывают пальцами эти отверстия, и отсюда получаются звуки различных тональностей. Играют на гобое пальцами обеих рук.

Гобой всегда участвует в симфоническом оркестре. Ему поручают печальные и мечтательные мелодии. Но он может играть и шутливые мелодии, например, подражать кваканью лягушек.

П. Чайковский симфония №4 II часть

Английский рожок. Самый близкий родственник гобоя - английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.

Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению композитора Николая Римского-Корсакова.

В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.

Кларнет также относится к семейству деревянных духовых инструментов. Он произошел от свирели – тонкой трубочки, на которой играли пастухи, и имеет форму трубки со своеобразным клювом. Длинна этого музыкального инструмента – 50 – 70 см, он имеет 20 клапанов и 7 отверстий.

К. Сен-Санс Соната для кларнета и фортепиано

Фагот. Своей формой этот представитель деревянных духовых инструментов похож на английскую букву U, то есть как будто сложенная пополам трубка. На корпусе фагота расположено 25 – 30 боковых отверстий, из которых 5 – 6 закрываются пальцами, а остальные клапанами.

Появился фагот в Италии еще в XVI веке, но сначала использовался как сольный инструмент и лишь два века спустя стал применятся в симфоническом оркестре. Обычно в оркестре используется от двух до четырех фаготов. Фагот самый низкий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

А. Вивальди Концерт для фагота с оркестром I часть.

Саксофон изобрел более ста лет назад известный бельгийский изобретатель Адольф Сакс. Саксофон также входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из метала – серебра или особого сплава. По звучанию и по форме он похож на кларнет.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в XX веке его вибрирующий, выразительный и страстный звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Дж. Гершвин «Summertime» из оперы «Порги и Бесс».







2024 © mgp3.ru.