Есть ли смысл в высшем образовании? Стоит ли получать высшее образование? Имеет ли смысл получать высшее образование.


Опрос портала для молодых специалистов сайт показал, что 9% выпускников, будь у них второй шанс и выбор - пойти учиться или купить «корочку» - предпочли бы второй вариант. В то же время 83% всех опрошенных отметили, что вновь стали бы студентами на 4–5 лет, однако в первую очередь не потому, что для них ценны знания сами по себе, а из-за важности тех качеств, которые в них сформировала учеба в вузе и которые необходимы как в работе, так и в личной жизни, - самостоятельность, умение учиться, доводить дело до конца, целеустремленность и многое другое (49%). Менее трети (29%) отметили, что пошли бы учиться вновь из-за самого образования. 10% выбрали бы студенческую скамью, поскольку считают неприемлемым для себя приобретение противозаконных документов. Студентов, желающих купить диплом и отправиться в свободное плавание, на 3% больше (12%), чем молодых специалистов (9%).

83% респондентов отметили, что можно получать большие деньги, не имея высшего образования. При этом 84% указали, что пробиться в жизни без диплома сложно: не потому, что знаний, требуемых на рынке, может не хватить (20%), а потому что работодатели везде и всюду требуют «корочку» (54%).

Онлайн-опрос проведен порталом сайт 10–12 мая 2012 года среди 1075 российских студентов и молодых специалистов.

Если бы у вас был второй шанс начать все сначала, вы пошли бы учиться в вузе или купили бы диплом?

При условии, что деньги на его покупку у вас есть

Почему вы пошли бы учиться, отказавшись от покупки диплома?

Назовите основную причину

Ответ %
Потому что вуз заложил во мне основы самостоятельности, целеустремленности, умения учиться – всего того, что обязательно пригодится в жизни 49
Потому что вуз дал мне хорошее образование, теоретическую подготовку, и это позволит мне профессионально расти и развиваться 29
Покупка противозаконных документов для меня неприемлема 10
Потому что время обучения было самым веселым, я приобрел верных друзей и завел много интересных знакомств 9
Другое 4

Почему вы не пошли бы учиться?

Назовите основную причину

Если бы у вас были деньги на покупку диплома перед поступлением в вуз, вы бы купили его?

Ответ %
Да 12
Нет 78
Затрудняюсь ответить 10

Как вы думаете, можно ли, не имея высшего образования, получать большие деньги?

Ответ %
Да 83
Нет 10
Затрудняюсь ответить 7

Почему «да»?

Варианты ответов
Если разбираешься в своем деле, то наличие диплома необязательно. Хуже, когда наоборот: диплом в руках, а в голове пусто.
Много людей, не имея высшего образования, но имея мозги и четко сформулированные цели, добиваются успеха, выходя на нужные контакты. Яркие примеры - Джобс, Рокфеллер, Возняк, Форд.
Необходимые знания можно получить и самостоятельно.
Главное не образование, а то, на что человек способен, к чему он стремится.
Чаще всего высшее образование в нашей стране стране не подразумевает практических знаний, они приобретаются уже на работе. Поэтому главное – опыт.
Сила и красота более оплачиваемы, нежели мозг эрудитов и интеллектуалов.
Если есть ярко выраженные способности и талант, то и без теоретических знаний можно добиться успеха.
В настоящее время высшее образование – это лишь «корочка». Весь потенциал скрыт внутри человека, при условии, что человек отдается своему любимому делу без остатка.
Главное – руки и голова на плечах.
С высшим образованием можно устроиться на высокооплачиваемую работу, но бывает так, что человек сам по себе очень начитанный или у него есть хорошие связи. Он может открыть свой бизнес и без высшего образования, все придет с опытом.
Диплом – это бумажка, необходимая для подтверждения статуса и не означающая наличие каких-либо знаний.
К сожалению, в России нет однозначной положительной зависимости между образованием и зарплатой.

Почему «нет»?

Варианты ответов
Без высшего образования двери приличных компаний будут закрыты.
Честно заработать приличные деньги можно, только имея высшее образование и профессию.
Можно зарабатывать достаточно денег, но в своей сфере нужно постоянно развиваться, изучать специальную литературу. Большие деньги без высшего образования могут заработать лишь единицы.
Для получения хорошей заработной платы необходимы хорошие знания в какой-либо сфере деятельности.
Неквалифицированный труд не может оплачиваться достойно. И неважно, сколько физических сил на это требуется: будь то уборщица или грузчик.
Не дадут продвинуться дальше, даже если ты хороший работник. Без высшего образования в наше время никуда – и это факт.
Без образования человек не поднимется выше определенного уровня, а с образованием перед ним открыты все двери.
Высшее образование, прежде всего, дает понимание того, что «жизнь часто дает нам шанс. И обычно этот шанс одет в рабочий костюм и очень сильно похож на работу». Суть в том, что успех достигается только упорным трудом через множество ошибок и проб.

А за окошком — месяц май. Тот самый месяц, когда неокрепшие юные умы вдруг неожиданно находят мой малость подзаброшенный в последнее время сайт. Некоторые из них даже пишут письма. Наставь, мол, Учитель, на путь истинный, открой путь к Свету и всё такое. Скажем, вот:

Был мифистом, перевёлся (не доучился), сейчас, так сказать, на распутье. Не то учиться, не то работать и сразу пытаться что-либо делать. Как славный мифист, периодически почитывал летопись мифи, но вот только сегодня наткнулся на . Про выбор вуза — поучившись — я полностью с вами согласен. Но мне кажется, вы оборвали мысль. Как по вашему, вся эта затея с высшим образованием себя оправдывает? При наличии мозга, рук и интернета, можно научиться всему (или почти всему), избежав вороха ненужной ерунды и уймы потраченного в никуда времени.


Кстати, относительно упомянутой в тексте письма заметки. Недавно гулял с одной очаровательной мадемуазелью по местам её детства. В частности, проходили мимо детского сада, кудя ей в нежном дошкольном возрасте посчастливилось быть отгружаемой по рабочим дням. Нормальный такой, типовой советский детский садик. На ограждающем его заборе ныне гордо красуется вывеска: «Негосударственное образовательное учреждение. Институт какого-то там предпринимательства с каким-то там менеджментом. Диплом государственного образца. Бла-бла-бла. Отсрочка от армии» . Чёрт, в наше странное время я даже готов поверить, что сие образовательное учреждение в процессе перепрофилирования особо и не меняло штат сотрудников. Но я не об этом.

Так вот, вопрос. Оно вообще надо, это высшее образование? Ведь есть же, в самом деле, интернет, где, вроде бы, в свободном доступе информации в миллионы раз больше, чем дадут в каком бы то ни было образовательном учреждении. В одной Википедии, вон, ну всё же написано.

Но как-то смешно даже представить, что можно стать толковым специалистом хоть в какой-либо области, лишь просидев сколько-то времени за монитором. При наличии мозга, рук и интернета можно научиться, на самом деле, только тому, что и, так сказать, «в бою» требует только мозга, рук и интернета. А это, если честно, очень ограниченный набор... хм... наук.

Да и дело-то не только и не столько в самих науках. Самое важное, что человек получает в процессе обучения в ВУЗе — это практика самостоятельной творческой работы. От курса к курсу тебе ставят всё менее формализованные задачи, давая всё меньше вводных инструкций. Сначала всё просто: минимум творчества, максимум чётких алгоритмов. Делай это, получишь это. Плавно, постепенно всё доходит до того, что в качестве финального аккорда обучения тебе уже просто говорят: поставь себе задачу, реши её, напиши об этом кирпич страниц на сорок, расскажи об этом уважаемым людям — и мы дадим тебе вожделенный диплом.

Пункт первый. Почти невозможно самостоятельно научиться чему-либо, не имея связанной с этим реальной практической задачи. Пункт второй. Вот так вот вдруг взять и поставить самому себе эту самую реальную практическую задачу, да не слишком простую (а то неинтересно, да и мало чему научишься в процессе решения), да не слишком сложную (а то опустишь руки посреди дороги) — ещё сложнее. Пункт третий. Пункту второму тоже нужно сперва научиться, смотри пункт первый.

И самая большая ценность высшего образования, главный смысл этого пяти- (плюс-минус год) летнего марафона — это как раз получение такого волшебного скилла: уметь самому себе поставить задачу, разобраться в ней и решить, по дороге научившись чему-то новому. Человек, не имеющий такого скилла, к так называемому высококвалифицированному труду просто не пригоден.

Да, есть люди, которым высшее образование в указанном смысле не помогает. Есть и такие, которые и так умеют самостоятельно учиться. Но этих настолько мало, что надеяться на свою принадлежность к ним (едва удержался, чтобы не написать «к нам») — верх самонадеянности.

Уже 11 комментариев

Будучи ещё совсем зелёным выпускником школы, я конечно же так и думал, что высшее образование просто необходимо каждому человеку, что без него я буду никто и звать меня будут никак, что если ты не получишь диплом какого-то престижного ВУЗа, то ты не сможешь устроиться на хорошую работу, ты вообще будешь, как бы белая ворона, без грамоты.

Об этом нам в школе постоянно твердили преподаватели, родители и вообще все, но ни кто ведь ни слова не говорил про то, что в действительности всё совсем не так.

Что же в итоге. Пока ты студент и усердно грызёшь гранит науки, ты естественно даже не задумываешься о том, что тебя ждёт после окончания института. Но вот этот день настаёт, диплом в руках и ты думаешь, всё, теперь я дипломированный СПЕЦИАЛИСТ и стоит мне только предоставить своё резюме в ту или иную компанию, как меня с руками туда примут.

После пары десятков однотипных собеседований ты понимаешь, что всё не так, как нам говорили взрослые, не так, как мы себе это представляли, а так, что без опыта тебя не берут даже на самую захудалую должность, везде нужен опыт, но его нет, его нужно сначала получить, т.е. поработать, а уже потом тебя возьмут, круг замкнулся.

После пары месяцев ходьбы и встреч ты понимаешь, что тебя конечно могут взять на работу, но не тем, на кого ты учился 5 лет, ты можешь начать с самого низа и возможно никогда не попадёшь на должность скажем бухгалтера или экономиста на предприятии, ты просто кладёшь своё диплом синего, а то и красного цвета в ящик в надежде, что когда-нибудь ты будешь работать по специальности, но а пока ты ещё один выпускник экономического университета по ещё одной заезженной специальности, который никому не нужен без опыта работы и реальных знаний , а не кучи теории с учебников и методичек.

Собственно, эта правда не относится ко всем институтам и направлениям, если ты медик и ты с хорошими оценками закончил медицинский, ты наверняка пойдёшь дальше и тебя трудоустроят, если ты вдруг талантливый инженер-проектировщик мостов, то тебе также найдут свободное место в одном из НИИ.

Ну, а коли ты экономистом стать решил и у тебя нет особых талантов, нет хороших знакомых со своими фирмами и желанием возиться с зелёным выпускником, то увы, в 90% случаев работать придётся именно не по специальности и возможно, понравится другая работа, которая просто затмит всё то на что ты потратил 5 лет обучения.

Поэтому считаю, что высшее образование в современной подаче конечно нужно, но оно не даёт гарантий трудоустройства, базовые знания, да, хорошее и незабываемое время, когда ты студент, да, подготовка ко взрослой жизни, тоже да, но не более, остального придётся добиваться чаще всего именно с нуля .

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация

Учиться или не учиться, вот в чем вопрос? 5 лет - не слишком ли большой срок для получения высшего образования? А понадобится ли это образование в будущем? Все ли работают по специальности, по которой получен диплом? Разбираем аргументы "за" и "против" высшего образования.

Почти все выпускники школ подают документы в высшее учебное заведение . Почему они это делают? Все ли желают продолжать учебу дальше или это только желание родителей, а ребенок и не думает о высшем образовании ? Стоит ли тратить целых пять лет на учебу или можно найти хорошую работу и без образования? Всегда ли в итоге мы работаем по специальности или диплом пылится на полке без надобности? Давайте порассуждаем и рассмотрим аргументы «за» высшее образование и «против» него.

Аргументы за то, что высшее образование нужно

1. Без диплома трудно устроиться на хорошую работу

Отчасти это так. Многие работодатели уверены, что соискатель с дипломом более образован, чем без него. Они считают, что обладатель диплома - это специалист высокого уровня, который умеет принимать правильные решения, более ответственно подходит к выполнению задания, умеет анализировать информацию. Поэтому практически всегда первое, что требует отдел кадров при устройстве на работу - это ваш диплом.

2. Получить высшее образование требуют наши родители

И это также довольно частое явление. Многие студенты становятся таковыми только в угоду своим родителям, которые воспитаны с таким видением, что без диплома хорошую работу точно не найти. Доходит даже до того, что нерадивому студенту полностью оплачивают не только учебу , но и экзамены, да и сам диплом.

3. Высшее образование как переходный этап между детством и взрослой самостоятельной жизнью

Учеба в высшем учебном заведении - это своеобразная школа жизни, особенно если студент учится в другом городе. Он учится самостоятельности, принятию решений, ответственности. В процессе учебы студент приобретает новые знания и навыки, которые во многом помогут ему в будущем.

4. Учеба как двигатель для мозга

На протяжении всех пяти лет обучения мы заставляем свой мозг постоянно работать, что очень полезно для него.

5. Студенческие годы - лучшие годы

И это правда. Сколько веселых и запоминающихся событий связано со студенчеством. Даже сама учеба и сдача экзаменов связана не только с трудностями, но и с какими-то яркими эпизодами и случаями. А сколько полезных знакомств и связей можно обрести во время учебы!

Аргументы за то, что высшее образование не нужно

1. В высших учебных заведениях преподают много ненужных дисциплин

Тоже верно, но такова программа обучения, и с этим ничего не поделаешь. Приходится посещать лекции и сдавать экзамены по предметам, которые совсем не понадобятся в будущем.

2. Качество знаний, всегда ли оно на уровне?

Тенденция открытия новых высших учебных заведений все растет, причем открываются как сами ВУЗы , так и их филиалы. Большинство из них - коммерческие с низким проходным баллом. Какого качества знания они предлагают большой вопрос.

Также и сами преподаватели могут предложить поставить отметку за «презент». Не все, конечно, но встречаются. Опять же, знаний от такого вида услуг не прибавится.

3. А если обучение платное?

Даже если студент желает учиться, но не поступил на бюджет, ему приходиться обучаться на платной основе. Стоимость обучения за пять лет существенно отразиться на бюджете семьи.

4. Зачем тратить время

Молодые люди, только что окончившие школу, часто грезят большими зарплатами и перспективной работой. Причем это все им нужно здесь и сейчас, смысла тратить пять лет на получение «не нужной» корочки они не видят.

6. А гарантий никаких

Многие люди работают не по специальности. Зачастую бывшие студенты просто не могут найти работу соответствующей специализации и работают там, где платят. Вопрос - зачем надо было учиться?

Конечно, каждый сам делает свой выбор учиться ему или не учиться. Кто-то считает, что высшее образование не нужно, а кто - то не останавливается на достигнутом и получает второе, а то и третье высшее образование. У каждого свои причины и приоритеты.







2024 © mgp3.ru.