Даты крестовых походов "история". Крестовые походы Все крестовые походы кратко


Историки всего мира до сих пор спорят о том, что такое крестовые походы и каких результатов добились их участники. Несмотря на то что прошло уже больше 900 лет со дня первого паломничества, никто не может дать ответ - имели ли они хоть какой-либо смысл? Из данной статьи вы узнаете цели крестовых походов и их результаты. На основании прочитанного вы сами сможете судить о целесообразности таких кампаний.

Причины крестовых походов

В конце десятого века религиозное рвение в Европе достигло своего апогея. Римские папы решили обернуть себе на пользу такие массовые настроения людей. Они стали призывать граждан исполнить свой долг и отправиться на Ближний Восток, дабы освободить Святую землю от мусульман. Всем желающим вступить в отряд были обещаны небесные и земные блага, о которых простой смертный мог только мечтать. Многих прельщала именно награда, но в основной массе все люди были уверены, что идут сражаться за правое дело. Их называли воинами Христовыми, а на одежду нашивались красные нагрудные кресты. За это их и прозвали крестоносцами. Религиозные мотивы сыграли большую роль - мусульмане рисовались как осквернители святынь, и это возымело свое действие на верующих европейцев.

Одной из самых главных целей крестовых походов стало обогащение и завоевание земель. Экономические стимулы внесли свою лепту. Младшие сыновья феодалов не могли претендовать на отцовские земли. Им приходилось самостоятельно искать способы обретения нужных им территорий. Богатый Ближний Восток манил их своими обширными землями и неиссякаемыми полезными ресурсами. Ради этого они собирали отряды и шли бороться с мусульманами. Крестьяне тоже видели в таких походах выгоду для себя - их освобождали от пожизненной крепостной зависимости.

Начало крестовых походов

Первый раз о необходимости начать войну против неверных мусульман заявил папа Урбан II. Перед многотысячной толпой он вещал о творимом в Палестине бесчинстве, обвинял турок в нападении на паломников, об угрозе, нависшей над их братьями-византийцами. Он призвал всех клириков и знать сплотиться во имя богоугодного дела и прекратить все междоусобицы. В награду он пообещал не только завоеванные земли, но и отпущение все грехов. Толпа приняла призыв, и несколько тысяч тут же подтвердили свое намерение уничтожать арабов и турок лозунгом «Deus vult!», что в переводе означало «Бог того хочет!».

Первые крестоносцы

По приказу папы призыв разнесли по всей Западной Европе. Служители церкви агитировали своих прихожан, а проповедники занялись крестьянами. Нередко они добивались таких великолепных результатов, что люди в религиозном экстазе бросали все - работу, хозяев, семьи и устремлялись через Балканы к Константинополю. История крестовых походов в самом начале была окрашена кровью простых людей. Тысячи крестьян рвались в бой, даже не задумываясь о том, какие трудности ожидают их в долгой дороге. Они не имели никаких военных навыков, но были уверены, что Бог не даст им погибнуть, а братья-христиане помогут провизией. Но их ждало горькое разочарование - народ с холодом и презрением относился к ордам странников. Участники крестовых походов поняли, что им здесь не рады, и стали искать другие пути.

Крестьяне были вынуждены начать грабить своих собратьев. Это привело к еще большему отчуждению и настоящим сражениям. Даже добравшись до Константинополя, они не находили там радушного приема. Император Алексей велел селить их за чертой города и как можно быстрее переправлять в Азию. А там первых крестоносцев уже ждала расправа от воинственных турок.

Первый крестовый поход

В 1096 году армии отправились очищать Ближний Восток сразу тремя маршрутами. Главнокомандующие вели свои отряды по морю и по суше. Бароны-феодалы и их армии игнорировали указания папы и действовали собственными методами. Со своими братьями-византийцами они не церемонились - за год они успели разграбить несколько городов. Регулярно возникали стычки между войсками. Император и население Константинополя с ужасом наблюдали, как в их город прибывает 30-тысячное войско. Крестоносцы особо не церемонились с местным населением и вскоре начались конфликты. Борцы за святое дело перестали доверять византийцам-проводникам, так как часто по их вине оказывались в ловушках.

Европейцы не ожидали, что их противники будут устраивать набеги на их армию. Хорошо вооруженная вражеская конница как вихрь врывалась и успевала скрыться до того, как кавалерия в тяжелых доспехах начинала погоню. Помимо этого, все были деморализованы нехваткой провизии и воды. Мусульмане предусмотрительно отравили все колодцы. Несчастное войско с трудом перенесло такие тяготы, но вскоре боевой дух окреп - была одержана победа и взята Антиохия. Первый крестовый поход был вознагражден нахождением великой святыни - копья, которым римлянин пронзил бок Иисуса. Эта находка так вдохновила христиан, что они через год взяли Иерусалим. Все жители были убиты - и мусульмане, и иудеи. Результатом первого крестового похода стало образование сразу трех новых государств - графство Эдесское, княжество Антиохийское и Иерусалимское королевство.

Император Алексей тоже участвовал в завоевании и смог победить армию Кылыч-Арслана I и взять Никею. Недовольные крестоносцы начали протестовать, ведь это именно они ослабили врага. Император был вынужден делиться добычей. Готфрид Бульонский, возглавивший Иерусалимское королевство, получил гордый титул «Охранителя Гроба Господня». Победа и новые земли дали понять всем, что такие крестовые походы будут выгодны с многих сторон. На несколько десятилетий наступило затишье.

Второй крестовый поход. Под защитой церкви

Итогом первого стало заметное усиление позиций католической церкви. 45 лет крестоносцы жили на завоеванных землях и развивали свои государства. Но в 1144 году Мосул захватил Эдесское графство, то стало понятно, что хозяева пришли забирать свои территории. Слух быстро дошел до Западной Европы. Германский император Конрад III и французский король Людовик VII решают совершить второй крестовый поход. Чем такое решение было вызвано, понятно всем, - можно было не только вернуть утраченное, но и захватить новые территории.

Единственным отличием этой кампании стала официальная булла - папа Евгений III гарантировал всем участникам защиту церкви. В общей сложности набралась огромная армия - 140 тыс. человек. Однако продумать план и разработать стратегию никто не удосужился. Войска терпели поражения по всем фронтам. Три года крестоносцы пытались бороться, поражения под Дамаском и Аскалоном вконец уничтожили боевой дух. Французы и немцы были вынуждены вернуться домой ни с чем, и ряды их заметно уменьшились.

3-й крестовый поход. Под началом великих предводителей

В отличие от христианских военачальников, которые регулярно устраивали разборки между собой, мусульмане начали объединяться. Вскоре они образовали одно государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Султан Салах-ад-дин смог вернуть Иерусалим и разбить разобщенные христианские поселения. В Европе стали готовиться к третьему крестовому походу. Чем такой поход может закончиться, они уже знали, но это не остановило их стремлений. Ричард I Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса возглавили поход. Первым погиб германский император при переправе через реку. Его воины лишь в малом количестве смогли добраться до Святой Земли. Римский император имитировал болезнь, чтобы вернуться домой, и в отсутствии английского короля отобрать у него Нормандию.

Ричард I Львиное Сердце принял на себя все управление кампанией. Несмотря на столь неудачное начало крестового похода, результатом стал захват у мусульман Акры и Яффы. Король совершил немало подвигом, чем навсегда прославил свое имя в легендах. Ему даже удалось заключить договор с султаном о беспрепятственном посещении паломниками святых мест. Самым же крупным достижением стало завоевание Кипра.

4-й крестовый поход. Свершения во имя Господа

Цели и участники менялись, а идейными вдохновителями по-прежнему оставались римские папы. Иннокентий III благословил французов и венецианцев на очередные свершения во имя Господа. Ожидалось, что армия будет насчитывать минимум 30 тыс. человек. Венецианцы взяли на себя обязанность переправить французов к берегам Святой Земли. Помимо этого, они должны были обеспечить их оружием и провиантом. Воины прибыли в количестве 12 тыс. человек, и не смогли оплатить приготовленные запасы. Венецианцы предложили им поучаствовать в войне за город Задар с венграми. Папа запретил французам вступать в чужие разборки, но они ослушались. В результате все участники крестового похода были отлучены от церкви.

Воодушевленные победой над венграми, венецианцы предложили захватить и Константинополь. В награду было обещано хорошее вознаграждение и полное обеспечение на время всего похода. Наплевав на запреты папы, французы вернули трон Исааку II Ангелу. Однако после восстания императора свергли, и обещанной награды воины не увидели. Обозленные крестоносцы еще раз захватили Константинополь, и в течение 13 дней нещадно уничтожали культурные ценности и грабили население. Византийская империя была уничтожена, на ее месте появилась новая - Латинская. Папа сменил гнев на милость. Так и не добравшись до Египта, армия вернулась домой. Венецианцы праздновали - им больше всех повезло в этой кампании.

Детский крестовый поход

Цели, участники и результаты этой кампании до сих заставляют содрогаться. О чем думали крестьяне, благословляя своих детей на это дело? Тысячи подростков были уверены, что невинность и вера помогут им вернуть Святую Землю. Родители не смогли добиться этого оружием, но у них получится сделать это с помощью слова. Стоит отметить, что папа был категорически против такого похода. Но приходские священники сделали свое дело - армия детей под предводительством пастушка Этьена прибыла в Марсель.

Оттуда на семи кораблях он должны были добраться до Египта. Два потонули, а остальные пять были благополучно захвачены. Судовладельцы быстро продали детей в рабство. 2 тыс. немецких детей были вынуждены пешком идти в Италию. Вел их десятилетний Николас. В Альпах две трети детей погибли в условиях невыносимого холода и голода. Остальные добрались до Рима, но власти отправили их назад. На обратном пути погибли все.

Существует и другая версия. Французские дети собрались в Париже, где просили короля снабдить их всем необходимым для похода. Тому удалось отговорить их от затеи, и все разошлись обратно по домам. Немецкие же дети упорно шли в Майнц, где их также уговорили оставить затею. Лишь часть из них дошла до Рима, где папа освободил их от обета. В итоге большая часть детей просто бесследно пропала. Отсюда и берет свои корни история о гаммельском крысолове. Сейчас историки ставят под сомнение масштабы того похода и состав участников.

5-й крестовый поход

В 1215 году Иннокентий III объявляет об очередной кампании. В 1217 году Иоанн Бриенский, номинальный король Иерусалима, возглавил очередной крестовый поход. В это время в Палестине были вялотекущие бои, и помощь европейцев подоспела вовремя. Они быстро захватили египетский город Дамиетту. Султан мгновенно отреагировал и предложил обмен - он отдает Иерусалим, а взамен получает Дамиетту. Но папа отказался о такого предложения, потому что вскоре должен был подойти легендарный «царь Давид». 1221 год ознаменовался неудачным штурмом Каира, и крестоносцы отдали Дамиетту в обмен на возможность отступить без потерь.

6-й крестовый поход. Без жертв

Помимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих.

Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний.

Крестовые походы на Русь

Об этом историческом факте нужно говорить отдельно. Несмотря на то что на Руси уже два века существовало христианство, в середине 30-го века ливонский орден с помощью союзников-шведов объявил крестовый поход. Крестоносцы знали, в каком бедственном положении находится их враг - государство было раздроблено и побеждено монголо-татарами. Приход крестоносцев мог значительно ухудшить и без того трудное состояние. Немцы и шведы благодушно предложили свою помощь в войне с игом. Но взамен Русь должна была принять католичество.

Новгородское княжество поделилось на две партии. Первая стояла за немцев, а вторая прекрасно понимала, что Ливонские рыцари не смогут одержать победу над монголами. Зато они смогут занять русские земли и осесть, распространяя католичество. Получалось, что в данной ситуации выигрывали все, кроме Руси. Вторая партия победила, и было решено дать бой крестоносцам и отказаться от насаждения чуждой веры. Попросив помощи у суздальского князя. Они сделали верный шаг. Молодой Александр Ярославович разгромил шведов на Неве и навсегда получил прозвище «Невский».

Крестоносцы решили предпринять еще одну попытку. Спустя два года они вернулись и даже смогли занять Ям, Псков и Копорье. Помогла им все та же прогерманская партия, которая в этой области имела большое влияние и вес. Народу пришлось снова просить помощи у Александра Невского. Князь снова встал на защиту земли русской и своих сограждан - знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере закончилось победой его армии.

Однако проблема не исчезла даже после такого отпора западным иноверцам. Перед Александром стоял трудный выбор - платить дань монголам или принять западные правила. С одной стороны, ему импонировали язычники - они не пытались навязать свою веру и им не было дела до колонизации Руси. Но они отравили его отца. С другой стороны - Запад и последствия. Мудрый князь понимал, что европейцы быстро колонизируют земли и будут насаждать свою веру, пока не добьются своего. После тяжелый раздумий он принимает решение в пользу монголов. Если бы тогда он склонился в сторону Запада, то православие русских людей сейчас было бы под большим вопросом. За великие подвиги Александр Ярославович был признан святым и канонизирован.

Последний раз крестоносцы пытались распространить свое влияние в 1268 году. В этот раз отпор им дал уже сын Александра Невского - Дмитрий. Ожесточенная битва закончилась победой, но спустя год Тевтонский орден вернулся, чтобы осадить Псков. Через 10 дней крестоносцы поняли бесполезность своих действий и отступили. Крестовые походы на Русь закончились.

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Источник:
Тип статьи : Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман
Дата создания: 14.12.2010

Крестовые походы , военные экспедиции европейских католических ополчений на восток в 1096–1291 гг., провозгласившие своей целью освобождение христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман.

Жестокие преследования и массовые убийства во времена крестовых походов опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав , то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. - начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть - Кидуш hа-Шем .

Первый крестовый поход

Стремление отвоевать Святую землю у мусульман появилось в западном христианстве в начале XI в. в результате религиозного брожения, вызванного захватом Церкви гроба господня фатимидским халифом ал-Хакимом (1012).

По мнению некоторых историков, этому брожению следует приписать и усилившиеся с XI в. гонения на евреев - «богоубийц» .

Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети XI в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения из отвоеванного ими в 1071 г. у Фатимидов Иерусалима о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан.

Призывы папы Урбана II и монаха Петра Амьенского на церковном соборе в Клермоне (27 ноября 1095 г.) к походу на мусульман не звали к насилию над евреями . Но традиционный взгляд христиан на евреев как на виновников распятия Иисуса, а также социально-экономические причины, (еврейское ростовщичество) в самом начале 1-го крестового похода (1096–99) сделали евреев объектом нападений крестоносцев .

В 1096 г., когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход . По Европе прокатилась волна погромов , зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле.

Бесчинства крестоносцев в Западной Европе

Убийство евреев в Меце (Франция) во время первого крестового похода.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Первые отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане (Франция, 1096), почти полностью истребили еврейскую общину, оставив в живых лишь немногих, согласившихся принять крещение. Напуганные этим, а также клятвой одного из главных руководителей похода, герцога Готфрида Бульонского, отомстить евреям за кровь Иисуса, общины Франции предупредили об опасности евреев прирейнских общин Германии .

Несмотря на это, рейнские общины лишь в самый последний момент обратились к императору с просьбой о защите, обещанной в привилегиях. Император Генрих IV , которого глава еврейской общины Майнца , Калонимос бен Мешулам hа-Парнас, уведомил об угрозах Готфрида Бульонского, приказал всем герцогам и епископам защищать евреев от крестоносцев. Весной 1096 г. погромы перекинулись на Прирейнскую область.

Готфрид Бульонский под давлением императора был вынужден отказаться от клятвы и, прибыв в Германию, даже обещал защиту общинам Кёльна и Майнца , «подарившим» ему 500 серебряных марок. Петр Амьенский, войдя со своим отрядом в Трир (апрель 1096 г.), не вел антиеврейской агитации и ограничился взиманием с еврейской общины продовольствия для крестоносцев. Они платили огромные суммы епископам и начальникам городских гарнизонов за то, чтобы им были предоставлены форты и вспомогательные отряды для обороны.

Но солдаты, посланные для защиты евреев, отказывались защищать иноверцев от христианских воинов, отправлявшихся в крестовый поход, и покидали евреев на произвол судьбы. Некоторые епископы, как, например, Кельнский, стремились предотвратить погромы жестокими наказаниями погромщиков - смертной казнью или отсечением рук; другие, опасаясь за свою жизнь, бежали перед приходом крестоносцев, как, например, епископ Майнца .

Когда волны крестоносцев, в основном крестьяне и городская чернь, хлынули в Рейнскую область из Франции , Лотарингии и Германии , гражданским и церковным властям не удалось удержать их от бесчинств. Аристократия, руководившая походом, большей частью не участвовала в насилии над евреями, но стремилась избегать столкновений между его участниками из-за евреев.

Наименее дисциплинированное и более склонное к насилию простонародье подвергло в мае-июле 1096 г. общины Прирейнской области жесточайшему разгрому. Особенной жестокостью отличались отряды, во главе которых стояли граф Эмихо фон Лейнинген в Германии и рыцарь Фолькмар во Франции. В Меце было убито 23 еврея, остальные приняли крещение.

Беззащитность жертв привела к беспримерной до того волне насилия, убийств и грабежей. Бывали случаи, когда охваченные ужасом евреи, а иногда - целые общины, переходили в христианство . Но, как это было и раньше на протяжении еврейской истории, большинство евреев было готово умереть во имя своей веры. Во многих общинах, например, в Майнце , Ксантене и др., евреи сражались из последних сил, и когда не оставалось ни малейшей надежды на спасение, лишали жизни себя и свои семьи. Тысячи евреев совершили этот мученический подвиг.

Продолжая свой путь, крестоносцы не прекращали зверств по отношению к евреям.

Последствия Первого крестового похода в Германской империи

Истребление евреев в Стране Израиля

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году. Миниатюра 13 века, Национальная библиотека, Париж.

Южная стена Храмовой горы. Крепость тамплиеров. Фото Михаила Маргилова.

Войдя в Палестину с севера, крестоносцы 7 июня 1099 г. осадили Иерусалим и 15 июля захватили его. Большинство боеспособного еврейского населения Иерусалима вместе с мусульманами пыталось противостоять отрядам Готфрида Бульонского, и после падения города укрывшиеся в синагогах евреи были сожжены . Остальные были вырезаны или проданы в рабство .

Крупные еврейские общины городов Рамла и Яффа были также разгромлены.

Незатронутыми остались еврейские поселения в Галилее . На захваченных территориях крестоносцы образовали Иерусалимское королевство , простиравшееся примерно от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата (территориально окончательно сложилось в начале XII в.).

Когда крестоносцы открыли транспортные маршруты из Европы, паломничества на Святую Землю стало популярным. В то же время, всё большее число евреев стремились вернуться на родину. Документы того периода показывают, что 300 раввинов из Франции и Англии прибыли группой, при этом некоторые поселились в Аккре (Акко), другие в Иерусалиме .

Второй крестовый поход

Поводом ко 2-му крестовому походу (1147–49) явился захват в 1144 г. сельджуками Эдессы (ныне Урфа, Турция), которая с 1098 г. была центром Эдесского графства крестоносцев.

Призывавшая к походу булла папы Евгения III освобождала участников похода от уплаты кредиторам (большей частью евреям) процентов с долгов , а правители различных стран вовсе освободили крестоносцев от уплаты долгов евреям. Более строгий на сей раз контроль светских и церковных властей над массами крестоносцев в значительной мере ограничил насилия над евреями .

Бесчинства в Западной Европе

Во Франции решительные действия короля Людовика VII (возглавлявшего поход вместе с германским королем Конрадом III) и проповеди церковного авторитета Бернара Клервоского оградили от бесчинств крестоносцев большинство еврейских общин страны. Исключение составили общины Рамерю (в Шампани) и Карентана, в котором евреи, укрепившись в одном из дворов, дали неравный бой толпам погромщиков и все погибли.

В Германии Конраду III, покровительствовавшему евреям, не удалось воспрепятствовать погромной агитации цистерцианского монаха Рудольфа (в некоторых источниках Радульф или Раульф), ходившего по стране с проповедью, что поход надо начать с крещения или истребления евреев.

Евреи, платя феодальным властителям и епископам огромные суммы денег, получали возможность некоторое время укрываться в их замках. Конрад III предоставил евреям убежище в своих наследственных землях (Нюрнберг и др.), епископ Кёльна отдал в их распоряжение крепость Волькенбург, в которой евреи защищались от крестоносцев с оружием в руках .

Не в силах добраться до евреев, укрывшихся в замках, шайки крестоносцев убивали или заставляли креститься каждого еврея, вышедшего из убежища. Банды крестоносцев бесчинствовали на дорогах. Несколько евреев были убиты в окрестностях Кельна и Шпейера. Экономическая жизнь страны была расстроена.

Положение в Стране Израиля

На территории Палестины 2-й крестовый поход закончился завоеванием Ашкелона . Однако Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга (посетившие Иерусалимское королевство в 1160 и 1180 гг. соответственно) нашли благоустроенные еврейские общины в Ашкелоне , Рамле , Кейсарии , Тверии и Акко . В записках Йехуды Аль-Харизи говорится о процветающей общине в Иерусалиме , который он посетил в 1216 г. Видимо, не пострадавшие общины самаритян существовали в этот период в Шхеме , Ашкелоне и Кейсарии .

Третий крестовый поход

3-й крестовый поход (1189–92) был вызван завоеванием Иерусалима в 1187 г. Салах ад-Дином .

Во время его император Фридрих I Барбаросса , возглавивший его, решительными мерами приостановил всяческие попытки насилия над евреями в Германии . Евреи были укрыты в замках, убийство еврея наказывалось смертной казнью, ранение - отсечением руки. Епископы грозили погромщикам отлучением от церкви и запрещением участвовать в крестовых походах.

За свое спасение евреи и на сей раз платили властям большие денежные суммы.

Во Франции попытки короля Филиппа II Августа не допустить насилия над евреями не увенчались успехом. В ряде городов центральной Франции крестоносцы организовали избиение еврейского населения .

Наибольшие бедствия обрушились на евреев Англии, не пострадавших во время 1-го и 2-го крестового похода и даже предоставивших в 1096 г. убежище французским евреям, бежавшим от бесчинств крестоносцев. 3 сентября 1189 г. крестоносцы, собравшиеся в Лондон на церемонию коронации короля Ричарда I Львиное Сердце, устроили погром в столице.

Попытка короля остановить бесчинства не удалась: сановников, высланных им для увещевания погромщиков, прогнала толпа. Лишь трое из задержанных властями участников погрома были приговорены судом к наказанию, но не за насилия над евреями, а за поджог и грабеж домов христиан, соседствовавших с домами евреев.

Из Лондона погромы быстро перекинулись на другие города страны. Вместе с чернью в погромах активно участвовали знать и рыцарство, задолжавшие евреям большие суммы денег и желавшие избавиться от уплаты долгов . Были уничтожены еврейские общины Линна, Норвича, Стамфорда.

В Линкольне и некоторых других городах евреи спаслись, получив убежище в королевских замках. После ухода короля в поход (начало 1190 г.) погромы повторились с большей силой. Самый большой погром произошел в Йорке. Сильно пострадала еврейская община Бери-Сент-Эдменса, где было убито 57 евреев.

Поздние крестовые походы

В 1196 г., незадолго до подготовки 4-го крестового похода (1201–1204), обошедшегося, по-видимому, без еврейских жертв, в Вене крестоносцы убили 16 евреев, за что двое из зачинщиков погрома были казнены герцогом Фридрихом I.

Без пагубных последствий для евреев Европы прошли и 5–8-й КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1217–21; 1228–29; 1249–54; 1270).

Благополучно прошёл так называемый крестовый поход детей , в 1212 г. отправившихся из Германии и Франции в Прованс и Италию. Он стоил жизни нескольким десяткам тысяч детей (частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных в рабство).

Иерусалим, в результате 6-го крестового похода присоединенный к Земле Израиля, еще остававшейся под властью крестоносцев (1229), был в 1244 г. окончательно утерян ими.

В 1309 г. в куда-то собравшимися крестоносцами были убиты евреи многих городов Брабанта (Бельгия), отказавшиеся принять крещение.

Крестовые походы "пастухов"

Новые бедствия обрушились на евреев Франции в период двух так называемых крестовых походов пастухов , участниками которых были преимущественно отбросы общества.

В 1251 г. «пастухи», направляясь на Восток с целью вновь завоевать Иерусалим и освободить Людовика IX Святого, находившегося с 1250 г. в плену у египтян, разгромили еврейские общины Парижа, Орлеана, Тура и Бурже.

Еще большему разгрому подвергли они общины Гаскони и Прованса во время 2-го своего похода (1320). Сорокатысячное ополчение - в основном подростки в возрасте 16-ти лет - пересекло Францию с севера на юг, уничтожив около 130 еврейских общин .

Папа Иоанн XXII, пытаясь остановить бесчинства, отлучил от церкви всех участников похода. Король Филипп V, опасаясь убытков для своей казны, приказал местным властям защищать евреев от «пастухов». Но они повсюду встречали поддержку черни и среднего слоя горожан, в том числе и королевских чиновников.

В Альби (юг Франции) городские власти пытались остановить толпу у ворот города, но когда «пастухи», крича, что они пришли убивать евреев, ворвались в город, население встретило их с воодушевлением и приняло участие в избиении.

В Тулузе монахи освободили вожаков «пастухов», арестованных губернатором, и объявили их спасение делом божественного вмешательства - наградой Всевышнего за богоугодное истребление евреев. Во время последовавшей за этим резни спаслись от смерти лишь принявшие крещение.

Около 500 евреев, осажденных в замке Верден-сюр-Гаронн, покончили жизнь самоубийством. В папском владении - графстве Венессен - большая часть еврейской общины приняла крещение. Попытки этих "новых христиан " вернуться в иудаизм были пресечены инквизицией .

Из Франции банды «пастухов» вторглись в Испанию, где возмущенный их бесчинствами король Арагона Хайме II разгромил и рассеял их банды.

Последствия крестовых походов

Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианской Европе. Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер.

Сопутствовавшие крестовым походам резня и насилие, жестокостью превосходившие все несчастья, со времени возникновения христианства когда-либо обрушивавшиеся на евреев, выявили всю силу ненависти к евреям и их вере, все бессилие евреев, постоянно находившихся под угрозой, всю тщетность не всегда бескорыстных усилий пап и королей защитить их.

В XII в. была впервые высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет . Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской веры, нашел выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора (1215).

Крестовые походы нанесли тяжелый удар по экономическому положению евреев. С XIII в. они утратили роль главного посредника в торговле Европы с Востоком, так как передвижение еврейских купцов по христианской Европе, на дорогах которой хозяйничали шайки крестоносцев, стало практически невозможным. Лишенные источников существования евреи были вынуждены в больших масштабах обратиться к ростовщичеству.

Ненавидимые христианской средой, замкнувшиеся в своих общинах евреи средневековой Европы нашли источники религиозного утешения и национальной гордости в памяти о сотнях общин, истребленных крестоносцами, и о многих тысячах жертв, загубленных или принявших мученическую смерть.

Начало крестовых походов открыло новый период в истории Европы, Азии и Африки. Движение крестоносцев стало самым массовым и значительным явлением эпохи. Что же заставило тысячи людей бросить свои дома и имущество и отправиться в поисках удачи в далекие земли?

Европа накануне начала крестовых походов

К началу XI века в Европе происходили значительные изменения во всех сферах жизни.
Они сводились к следующему:

  • дальнейшее развитие и закрепление феодальных отношений (сюзеренитет, междоусобица);
  • рост городов, развитие производства и торговли;
  • значительный рост численности населения (к началу крестовых походов – около 35 млн. чел.).

При отсутствии внешней угрозы феодалы занимались грабежом соседей, а крестьяне становились разбойниками или бродягами. Настоятельно требовалась общая идея, которая могла бы сплотить население Европы.

В XI веке очень важные процессы происходили в среде христианской церкви и папства:

  • борьба против симонии (продажи церковных должностей);
  • движение за возвращение к первоначальным идеалам христианства;
  • великая схизма (раскол) христианства на православие и католичество (1054 г.);
  • противостояние папы Римского Григория VII и германского императора Генриха IV.

В 1093 г. из Рима был изгнан “лжепапа” Климент III. Новым главой католической церкви стал Урбан II, которому было суждено положить начало эпохе крестовых походов.

Мусульманский мир накануне крестовых походов

К концу XI века в руках мусульман находились огромные территории. Разнообразие исламского мира стало причиной внутреннего раскола. Сначала мусульмане раскололись на шиитов и суннитов, затем выделились исмаилиты, карматы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

К началу крестовых походов Иерусалим и приморские города в Палестине были ареной яростной борьбы между империей Фатимидов и турками-сельджуками.

Движение крестоносцев невольно способствовало объединению мусульман перед общим врагом.

Рис. 1. Карта.

Идея крестового похода

Еще Григорий VII мог стать основателем движения крестоносцев. В 1074 г. византийский император Мануил VII обращался к нему за помощью в борьбе против турков-сельджуков и соглашался на любые условия. От заманчивого предложения папу Римского удержало противостояние с германским императором.

Спустя 20 лет новый папа Римский вновь задумался об идее общеевропейского религиозного движения. Захват Иерусалима мог стать решающим фактором для признания абсолютной власти Урбана II.

Клермонский призыв

26 ноября 1095 г. у небольшого города Клермон папа Римский Урбан II выступил со своей знаменитой речью. Папа говорил об осквернении христианских святынь мусульманами и требовал отмщения.

Речь Урбана II произвела огромный эффект. Тысячи людей из разных сословий тут же “приняли крест”. Папе помогали многочисленные посланники и проповедники, среди которых выделялся Петр Пустынник. Урбан II подкреплял призыв определенными привилегиями участникам похода:

  • отпущение всех грехов и освобождение от чистилища;
  • охрана семей и имущества крестоносцев;
  • священный запрет на междоусобицы на время похода.

Рис. 2. Гравюра Г. Доре “Петр Пустынник проповедует крестовый поход”.

В каком году начались крестовые походы? Некоторые историки считают, что началом можно считать 1095 г., когда вся Европа, проникнутая религиозным фанатизмом, пришла в движение.

В Клермонском призыве Урбан II назначил дату начала крестового похода – 15 августа 1096 г. Местом сбора был объявлен Константинополь. Первыми в поход отправились крестьяне. Несколько позже к ним присоединились крестоносцы-феодалы.

9 123

Зарождение Крестовых походов

К началу XI века люди, населявшие Европу, не слишком много знали об остальном мире. Для них средоточием всей жизни на земле было Средиземноморье. В центре этого мира правил Папа как глава христианства.

В бассейне Средиземного моря располагались столицы прежней Римской империи - Рим и Константинополь.

Древняя Римская империя распалась около 400г. на две части, западную и восточную. Греческую часть, Восточную Римскую империю, называли Ближний Восток или Ориент. Латинская часть, Западная Римская империя, получила название Оксидент. Западная Римская империя прекратила свое существование уже к концу X века, тогда как Восточная Византийская - еще существовала.

Обе части бывшей большой империи располагались к северу от Средиземного моря. Северное побережье этого вытянутого в длину водного массива населяли христиане, южную - народы, исповедующие ислам, мусульмане, которые даже преодолели Средиземное море и закрепились на северном берегу, в Италии, Франции и Испании. Но теперь христиане вознамерились вытеснить их оттуда.

В самом христианстве тоже не было единства. Между Римом, резиденцией западного главы церкви, и Константинополем, резиденцией восточного, с давних времен существовали весьма натянутые отношения.

Несколько лет спустя после смерти Мухаммеда (632г.) , основателя ислама, арабы с Аравийского полуострова продвинулись на север и завладели обширными территориями Ближнего Востока. Теперь, в XI веке сюда, угрожая Ближнему Востоку, подтянулись тюркские племена из Центральной Азии. В 1701 г. они разбили Византийское войско под Манцикертом, захватили иудейские и христианские святыни не только в самом Иерусалиме, но и во всей Палестине и провозгласили Никею своей столицей. Этими завоевателями были тюркоязычные племена сельджуков, принявшие ислам всего лишь несколько лет назад.

В конце XI века в Западной Европе разгорелась борьба за власть между церковью и государством. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Он собирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на роль единственного наместника Бога на земле. В это время византийский император Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему.

В ноябре 1095г. недалеко от французского города Клермон перед огромной толпой собравшегося народа - крестьян, ремесленников, рыцарей и монахов - выступил Папа Урбан II. В пламенной речи он призвал всех взяться за оружие и отправиться на Восток, чтобы отвоевать у неверных гроб Господень и очистить от них святую землю. Всем участникам похода Папа обещал прощение грехов.

Весть о предстоящем походе в Святую землю быстро разлетелась по Западной Европе. Принять участие в нем призывали священники в церквях и юродивые на улицах. Под влиянием этих проповедей, равно как и по призыву своего сердца, поднялись в святой поход тысячи бедняков. Весной 1096 из Франции и прирейнской Германии они двинулись нестройными толпами по дорогам, издавна известным паломникам: по Рейну, Дунаю и дальше - к Константинополю. Они были плохо вооружены, страдали от нехватки продовольствия. Это было довольно дикое шествие, так как по дороге крестоносцы нещадно грабили болгар и венгров, через земли которых проходили: отбирали скот, лошадей, продукты, убивали тех, кто пытался защитить свое добро. С горем пополам, положив многих в стычках с местными жителями, летом 1096 г. крестьяне добрались до Константинополя. Конец похода крестьян был печален: осенью того же года турки-сельджуки встретили их войско неподалеку от города Никеи и почти полностью перебили или, захватив в плен, продали в рабство. Из 25тыс. «воинства Христова» уцелело только около 3 тыс.

Первый крестовый поход

Летом 1096г. впервые в истории огромное христианское войско из представителей многих народов двинулось в поход на Восток. Это войско состояло отнюдь не из благородных рыцарей, в походе участвовали также вдохновленные идеями креста крестьяне и плохо вооруженные горожане, мужчины и женщины. В общей сложности, соединенные в шесть больших групп, в этот поход выступили от 50 до 70 тысяч человек, причем большинство из них проделало большую часть пути пешком.

С начала в поход выступили отдельные отряды во главе с Пуснынником и рыцарем Вальтером по прозвищу Голяк. Они насчитывали примерно 15 тысяч человек. За рыцарем Голяком последовали прежде всего французы.

Когда эти крестьянские толпы шли через Венгрию, им пришлось выдержать жестокие схватки с озлобленным населением. Наученный горьким опытом правитель Венгрии потребовал от крестоносцев заложников, что гарантировало довольно «благопристойное» поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай. Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по нему «христовыми воинами».

В декабре 1096 - январе 1097 гг. крестоносцы прибыли к Константинополю. Самое многочисленное войско возглавлял Раймунд Тулузский, в его свите находился и папский легат Адемар. Боэмунд Тарентский, один из наиболее честолюбивых и циничных руководителей первого крестового похода, отправился с войском на Восток через Средиземное море. Тем же морским путем достигли Босфора Роберт Фландрский и Стефан Блауский.

Император Византии Алексей I еще в 1095 г. обратился к папе Урбану II с настойчивой просьбой помочь ему в борьбе против сельджуков и печенегов. Однако он несколько иначе представлял себе помощь, о которой просил. Он желал иметь наемных воинов, которые оплачивались из его собственной казны и повиновались ему. Вместо этого наряду с убогим крестьянским ополчением к городу подошли рыцарские отряды во главе со своими князьями.

Нетрудно было догадаться, что цели императора - возвращение утраченных византийских земель - не совпадали с целями крестоносцев. Понимая опасность подобных «гостей», стремясь использовать их военное рвение в своих целях, Алексей хитростью, подкупами и лестью добился от большинства рыцарей вассальной присяги и обязательства вернуть империи те ее земли, которые будут отвоеваны у турок.

Первой целью рыцарского войска была Никея, некогда место больших церковных соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана. 21 октября 1096г. сельджуки уже разбили наголову крестьянское войско крестоносцев. Те из крестьян, кто не пал в бою, были проданы в рабство. Среди погибших оказался и Вальтер Голяк.

Петр Пустынник к тому времени еще не вышел из Константинополя. Теперь же, в мае 1097г., он с остатками своего войска присоединился к рыцарям.

Султан Кылыч-Арслан надеялся точно так же разгромить и новых пришельцев, а потому не воспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами конница и пехота были побеждены западной кавалерией в открытом бою. Однако Никея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с моря было не возможно. Здесь необходимую помощь крестоносцам оказал византийский флот, и город был взят. Войско крестоносцев двинулось дальше и 1 июля 1097г.

крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории от Дорилея (ныне Эскишехир, Турция) . Несколько дальше к юго-востоку войско разделилось, большая часть двинулось на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия. 20 октября с боями крестоносцы проложили себе путь через Железный мост на реке Оронт вскоре уже стояли под стенами Антиохии. В начале июля 1098г., после семимесячной осады, город сдался. Византийцы и армяне помогли взять город.

Между тем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе (ныне Урфа, Турция) . Балдуин Булонский основал здесь собственное государство, простиравшееся по обе стороны Ефрата. Это было первое государство крестоносцев на Востоке, к югу от него впоследствии возникло еще несколько таких же.

После взятия Антиохии крестоносцы без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. 6 июня 1098г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил наконец со своим войском В Вифлеем, место рождения Иисуса. Перед рыцарями открылся путь на Иерусалим.

Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь, а чтобы оставить неприятеля без воды, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много времени и лишь в июле 1099г. крестоносцам удалось взять Иерусалим.

Они быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома. После этого, рыдая от радости воины направились к гробу Спасителя Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале XII в. рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Власть в этих государствах строилась на основе феодальной иерархии. Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. На землях крестоносцев в XI в. возникли прославившееся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.

С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого крестового похода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая 1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море. В июле 1109г. они захватили Триполи и тем округлили свои владения. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге.

Завоевания в первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы. Это было лишь временное перемирие, так как на Востоке все еще жило больше мусульман, чем христиан.

Второй крестовый поход

Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев.

Впрочем, Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против христианских государств на Востоке.

В 1137г. византийский император Иоанн II напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев были между собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии. Под конец 1143г. мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение и в Европе, ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства широким фронтом выступят против захватчиков.

По просьбе иерусалимского короля Папа Евгений III вновь призвал к крестовому походу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. 31 марта 1146г. перед вновь воздвигнутой церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он в пламенных речах увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе. Несметные толпы последовали его призыву.

Вскоре целое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и французский король Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147г. крестоносцы вышли из Регенсбукга. Французы предпочли путь через Средиземное море. Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и вошли в византийские земли. Когда воинство креста проходило через Анатолию, оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков и понесло большие потери. Королю Конраду удалось спасти и попасть в Святую землю лишь благодаря византийскому флоту.

Французам тоже пришлось не лучше, чем немцам. В 1148г. неподалеку от Лаодикеи они подверглись яростному натиску мусульман. Помощь византийской армии оказалась совершенно недостаточной - по-видимому, император Мануил в глубине души желал поражения крестоносцев.

Между тем Конрад III, Людовик VII, патриарх и король Иерусалима провели тайный совет об истинных целях крестового похода и приняли решение всеми наличными силами овладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу.

Но таким решением они лишь толкнули сирийского правителя в объятия сельджукского князя из Алеппо, который надвигался с большим войском и с которым отношения у Сирии были до этого враждебными.

Вскоре стало ясно, что второй крестовый поход не достигнет своей цели вернуть утраченную Эдессу. 3 июля 1187г. у селения Хиттин, западнее Генисаретского озера, разгорелось жестокое сражение. Мусульманское войско численно превосходило силы христиан. В результате крестоносцы потерпели сокрушительное поражение.

Бесчисленное множество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен. Это поражение имела роковые последствия для государств крестоносцев. У них больше не было боеспособного войска. В руках христиан осталось всего несколько мощных крепостей на севере: Крак-де-Шевалье, Шатель Блан и Маргат.

Третий крестовый поход

Итак, Иерусалим пал. Весть эта потрясла весь христианский мир. И снова в Западной Европе нашлись люди, готовые идти на борьбу против мусульман. Уже в декабре 1187г. на страсбургском рейхстаге первые из них приняли крест. Весной следующего года их примеру последовал германский император Фридрих I Барбаросса. Кораблей не хватало, поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через их территории.

11 мая 1189г. войско вышло из Регенсбурга. Возглавил его 67-летний император Фридрих I. Из-за нападений сельджуков и нестерпимой жары крестоносцы продвигались очень медленно, среди них начались повальные болезни. 10 июня 1190г. император утонул при переправе через горную речку Салеф. Его гибель была тяжелым ударом для крестоносцев. Особого доверия к старшему сыну императора у них не было, а поэтому многие повернули обратно. Лишь небольшое число верных рыцарей продолжило свой путь под предводительством герцога Фридриха.

Французские и английские части вышли из Везеле лишь в конце июля 1190г., потому что между Францией и Англией постоянно возникали раздоры. Между тем немецкое войско при поддержке пизанского флота осадило Аккон. В апреле 1191г. подоспел французский флот, а вслед за ним и английский. Саладин был вынужден капитулировать и сдать город. Он всячески старался избежать заранее оговоренного выкупа, и тогда английский король Ричард I Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 пленных мусульман. Саладину пришлось просить перемирия. Победители вслед за английским королем отошли к югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть крестоносцев ограничивалась в основном полосой побережья, которая начиналась чуть севернее Тира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила даже до реки Иордан.

Четвертый крестовый поход

Рядом с этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно отдельно стоит 4-й крестовый поход, сравнявший с неверными православных христиан-византийцев и приведший к гибели Константинополь.

Инициатором его стал Папа Иннокентий III. Первейшей его заботой было положение христианства на Ближнем Востоке. Он захотел снова примерить латинскую и греческую церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на верховное главенство в христианском мире.

В 1198г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя освобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все европейские государства, но, кроме того, Иннокентий III не обошел своим вниманием еще одного христианского правителя - византийского императора Алекскея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую землю. Он дипломатично, но не двусмысленно намекнул императору, что в случае несговорчивости византийцев на Западе найдутся силы, которые готовы выступить против них. На самом деле, Иннокентий III мечтал не столько о восстановлении единства христианской церкви, сколько о подчинении Византийской греческой церкви Римско-католической.

Четвертый крестовый поход начался в 1202г., и первоначально его конечным пунктом намечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море, а крестоносцы, несмотря на всю тщательность подготовки «святого паломничества», флотом не располагали и поэтому вынуждены были обратиться за помощью к Венецианской республике. С этого момента маршрут крестового похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло потребовал за услуги огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатежеспособны. Дандоло это не смутило: он предложил «святому воинству» компенсировать недоимки захватом далматинского города Задара, купцы которого конкурировали с венецианскими. В 1202г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на корабли, но… отправилось совсем не в Египет, а оказалось под стенами Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за престол в самой Византии. Дож Дандело, которому понравилось сводить счеты с конкурентами руками крестоносцев, сговорился с предводителем «Христова воинства» Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III поддержал предприятие – и маршрут крестового похода был во второй раз изменен.

Осадив в 1203г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления на троне императора Иисака II, который за поддержку обещал щедро заплатить, однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким поворотом дела «освободители святой земли» в апреле 1204г. штурмом взяли Константинополь и подвергли его погрому и разграблению. После падения Константинополя была захвачена часть Византийской империи. На ее развалинах возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами. Она простояла недолго, до 1261г., пока не рухнула под ударами завоевателей.

После падения Константинополя, призывы идти освобождать Святую землю на время затихли, пока дети Германии и Франции не отправились на этот подвиг, обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но «неверные» через 15 лет вернули себе утраченное.

После провала 8-го похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели там французского короля Людовика IX, призывы римских просвященников к новым подвигам «во имя веры Христовой» отзыва не находили.

Владения крестоносцев на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.

Правда, в Европе крестоносцы существовали еще долго. Крестоносцами были и те немецкие рыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр Невский.

Римские Папы вплоть до XV в. организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за «неверными». Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.







2024 © mgp3.ru.