Будда его жизнь. Отстранение и аскетический образ жизни


Будда Шакьямуни на Викискладе

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Индия, Республики Калмыкия , Японии, Таиланда, Мьянмы, Шри-Ланки [ ] и ряда других стран Юго-Восточной Азии.

Биография Будды

Буддизм

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов «Буддачарита» («Жизнь Будды») Ашвагхоши , «Лалитавистара» и др.

Однако следует учитывать, что первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. (Стеллы, установленные царём Ашокой и содержащие определённую информацию о Будде и буддизме, созданы через двести лет и более после нирваны Будды). К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды .

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Будды Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило .

Предшествующие жизни

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей ». Начался он согласно описанию, содержащемуся в Лалитавистаре, со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с буддой Дипанкарой («Дипанкара» значит «Зажигающий светильник»). Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой ».

После смерти Сумедхи сила его стремления к просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди дэвов (богов), где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев , чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям .

Зачатие и рождение

Согласно традиционной биографии , отцом будущего Будды был Шуддходана (пали: Суддходана), раджа одного из маленьких индийских княжеств (по одному из толкований его имя значит «чистый рис» ), глава племени шакьев со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама (пали: Готама) - его готра , аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по сведениям, содержащихся в некоторых источниках, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии .

Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями .

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (Руммини) (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока .

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом».

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопки фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников (Буддачарита, гл. 2, Типитака, Лалитавистара, гл.3) утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов [ ] .

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым Буддой .

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха (другой вариант имени: «Сарвартхасиддха») что означает «Тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи .

Ранняя жизнь и брак

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Махапраджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений, связанных с аскезой, или знаний о человеческих страданиях. Сиддхартха получил обычное для царевича образование, включая религиозное (знание в какой-то степени Вед, ритуала, и т. д.) Для мальчика было специально построено три дворца . В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой , кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу . Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту . Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни .

Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он впервые увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника . Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Отстранение и аскетический образ жизни

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами» , чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху (пали: Раджагаха), где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов -отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапутты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя .

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию . Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны .

Пробуждение (Просветление)

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджата Нанда, дочери пастуха (см. Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136), которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом (Ficus religiosa, один из видов баньяна), которое сейчас называют деревом Бодхи , и поклялся, что не встанет, пока не найдёт Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим - и Мара отступил.

После этого Будда направился в Варанаси , намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь . Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи , что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда , Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами .

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа (санскр.: Кашьяпа) с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Распространение Учения

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая своё Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты - от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала ) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей (примерно: июль - середина октября [ ]) было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре (вихаре), парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:

«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провёл в своём дворце. Шесть лет он подвизался аскетом . Достигнув Просветления , первое лето он провёл в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провёл в Велуване. Четвёртое - также в Велуване. Пятое - в Вайшали . Шестое - в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое - в Обители 33-х богов , на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провёл в Шишумарагири. Девятое - в Каушамби . Десятое - в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое - в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое - в селении Вераньджа. Тринадцатое - в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое - в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое - в Ньяг-родхараме в Капилавасту . Шестнадцатое - в Атаваке. Семнадцатое - в Раджагрихе. Восемнадцатое - в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое - в Джвалини (Барвэ-пуг). Двадцатое - в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти . Затем двадцать первое летнее пребывание - в Шравасти. Будда ушёл в нирвану в роще Шала , в Кушинагаре , в стране Малла ».

Достоверность хронологических данных

Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в основном в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются принимать как реальные исторические факты неподтвержденные сведения об обстоятельствах, связанных с жизнью Будды и его Учением» .

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки . На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 30), то мы получаем такие даты: 566-486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448-368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете - 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие .

Родственники Сиддхартхи Гаутамы

Матерью будущего Будды была [Маха-]Майя . В Махавасту называются имена её сестёр - Махапраджапати, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Махапраджапати (санскрит; пали - Махападжапати), которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Махапраджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундарананда . Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства .

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда (санскр., пали: «блаженство»), которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта , сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте - Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты [какие? ] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара , Гопика и Мригая.

У Сиддхартхи был единственный сын - Рахула , который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

См. также

Примечания

  1. Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по разному: - гг. до н. э.; - гг. до н. э.; - гг. до н. э.; -

















(по материалам Д-ра George Boeree,
университет Shippensburg)

На территории нынешнего южного Непала была страна, которой правил род Шакья. Главу этого рода, короля этой страны звали Шуддходана Гаутама. Его женой была прелестная Махамая. Махамая ожидала первых родов. Ей приснился странный сон, в котором слоненок благословил ее своим хоботом, что было воспринято, по меньшей мере, как очень благоприятный знак.

По традиции, когда подошло время родов, Махамая отправилась к своему отцу. Во время долгого путешествия у нее начались схватки. В маленьком городке Лумбини она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах. Говорят, роды были почти безболезненными. После родов пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка.

Утверждается, что сразу после родов ребенок обладал полностью трезвым рассудком. Он мог говорить и сказал маме, что пришел, чтобы освободить все человечество от страданий. Он мог ходить и прошел немного в каждом из четырех направлений. Там, где он ступал, расцветали цветы лотоса. Его назвали Сиддхартха, что означает "тот, кто достигает целей". К сожалению, Махамая умерла всего через семь дней после родов. После этого Сиддхартху воспитывала ее добрая сестра, Махапраджапати.

Король Шуддходана проконсультировался у Аситы, известного оракула, относительно будущего своего сына. Асита предсказал, что есть два варианта: либо он станет королем, даже императором, либо он станет великим мудрецом и спасителем человечества. Король очень хотел, чтобы его сын стал королем, как и он сам, и поэтому решил оберегать ребенка от всего, что могло бы привести его к уходу в религиозную жизнь. Так Сиддхартха содержался в одном из трех дворцов; его всегда оберегали от столкновения с тем, что обычные люди считают вполне обыденным - он не видел ни старости, ни болезней, ни смерти, а также от тех, кто посвятил себя духовной практике. Сиддхартху окружали здоровье и красота.

Сиддхартха вырос и стал сильным и мужественным молодым человеком. Как принц из касты воинов он учился военным искусствам. Когда пришло время жениться, он, победив в нескольких состязаниях, добился руки прекрасной принцессы из соседнего королевства. Ее звали Ясодара, и они поженились, когда обоим было 16 лет.

Продолжая жить в роскоши своих дворцов, Сиддхартха все больше и больше интересовался тем, что происходит за их стенами. В конце концов, он потребовал, чтобы ему позволили увидеть свои земли и своих подданных. Король тщательно организовал все таким образом, чтобы Сиддхартха и в этом случае не увидел ничего такого, что могло бы увести его в религиозную жизнь и повелел, чтобы принца приветствовали только молодые и здоровые люди.

Его провели через Капилавасту, столицу, где ему удалось увидеть двух пожилых людей, которые случайно прогуливались неподалеку от процессии. Изумленный и смущенный, он проследовал за ними, чтобы выяснить, кто они такие. Потом он встретил людей, которые были серьезно больны. И в конце концов, на берегу реки он увидел похоронную процессию, и это был первый раз в его жизни, когда он увидел смерть. Он спросил своего друга, помещика Чандаку о смысле увиденного и Чандака рассказал ему о простых истинах, о которых Сиддхартхе следовало бы знать уже давно: все мы стареем, болеем, и, в конечном счете, неизбежно умираем.

Сиддхартха также увидел аскета, монаха, который отбросил все радости, связанные с плотью. Позже он скажет об этом времени:

Когда невежественные люди видят, что кто-то стар, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды и они состарятся. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной молодостью.
Когда невежественные люди видят кого-либо больного, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами заболеют. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной здоровьем.

Когда невежественные люди видят умершего, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами умрут. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной жизнью. (AN III 39)

В возрасте 29 лет Сиддхартха понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Он открыл для себя страдания и больше всего на свете хотел узнать, как можно их преодолеть. Поцеловав свою спящую жену и попрощавшись с новорожденным сыном Рахулой, он вместе со своим другом Чандарой и любимой лошадью Кантакой тайком выбрался из дворца. Он отдал свое богатое одеяние, остриг длинные волосы, отдал лошадь Чандаре и попросил его вернуться во дворец. Он учился некоторое время у двух знаменитых гуру того времени, но нашел, что в их практиках есть недостатки.

Потом он начал сурово практиковать самоумерщвление в группе из пяти аскетов. Он практиковал шесть лет. Искренность и интенсивность этой практики были столь выдающимися, что эти пять аскетов быстро стали его последователями. Однако не появлялось и намеков на ответы на его вопросы. Он удвоил свои усилия, отказавшись от еды и питья, пока не пришел в близкое к смерти состояние.

Однажды миловидная девушка по имени Суджата увидела этого голодающего монаха и сжалилась над ним. Она предложила ему поесть молочную рисовую кашу, которую принесла с собой. Тогда Сиддхартха понял, что предельные практики, которыми он занимался, никуда его не приведут, что в действительности было бы лучше найти какой-то средний путь между крайностями роскоши и самоумерщвления. Так, он ел, пил и купался в реке. Пять аскетов решили, что он оставил свою аскетическую жизнь и пошел дорогой ублажения плоти, и покинули него.

В городке Бодх Гая Сиддхартха решил, что он просидит под неким деревом, пока не найдет ответа на вопросы о страданиях. Он просидел много дней, сперва в глубокой концентрации на том, чтобы очистить сознание от отвлечений, затем во внимательной медитации, открывая себя Истине. Говорят, он начал вспоминать прошлые жизни и видеть все, что происходит во вселенной. В майское полнолуние, в момент восхода утренней звезды, Сиддхартха полностью понял, каков ответ на его вопрос о страданиях и стал Буддой, что означает "Тот, кто пробудился".

Говорят, что Мара, дьявол, пытался помешать этому великому событию. Сначала он попытался бороться с Сиддхартхой посредством бурь и армий, состоящих из демонов. Сиддхартха сохранял полное спокойствие. Тогда он послал трех дочерей - красавиц для искушения. Опять же, безо всякой пользы. В конце концов, он попытался загнать Сиддхартху в ловушку эгоизма, взывая к его гордости. Но и это тоже не принесло результатов. Сиддхартха, победив все искушения, коснулся земли одной рукой и попросил ее быть его свидетельницей.

Сиддхартха, будучи уже Буддой, остался сидеть под деревом - которое мы называем бодхи. Ему казалось, что знание, которое он приобрел, слишком сложно для того, чтобы передать его другим. Согласно легенде, Брахма, король богов, убедил Будду в необходимости учить людей, сказав, что у некоторых из нас лишь немного грязи в глазах и можно пробудиться, лишь услышав проповедь. Будда согласился проповедовать.

В Сарнатхе, неподалеку от Бенареса, около ста пятидесяти километров от Бодх Гая, он встретился с пятью аскетами, с которыми он так долго практиковал ранее. Там, в оленьем парке, он прочитал первую проповедь, которая называется "начало вращения колеса Закона". Он объяснил им Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Святой Путь. Эти аскеты стали первыми его учениками и положили начало сангхе, иными словами, сообществу монахов.

Король Бимбисара из Магадхи, услышав слова Будды, пожертвовал ему для пользования в сезон дождей монастырь неподалеку от Рахагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды.

Спустя некоторое время его посетили члены его семьи, включая жену, сына, отца и тетю. Его сын стал монахом. Его имя известно по сутрам, основанным на беседах сына и отца об опасности лжи. Отец Будды стал мирским последователем. Так как он был опечален тем, что сын и внук внезапно ушли в монахи, он попросил Будду ввести правило, по которому человек перед уходом в монашество должен получить на то разрешение родителей. Будда согласился.

Тетя и жена попросили быть принятыми в Сангу, которая изначально была создана для мужчин. Культура того времени ставила женщин гораздо ниже мужчин и на первый взгляд казалось, что разрешить женщинам вступить в общину означало ослабить ее. Но Будда смягчился, и его жена и тетя стали первыми буддистскими монахинями.

Будда сказал, что не имеет значения, каков был мирской статус, образование или национальность человека. Все могут достичь просветления, санга открыта для всех. Первый из посвященных в монахи был Упали, парикмахер, и его статус был выше, чем у тех, кто был в миру королем, только из-за того, что Упали принял обеты раньше!

Жизнь Будды не была безоблачной. Его двоюродный брат, Девадатта, был амбициозным человеком. Будучи монахом - новичком, он подумал, что ему нужна большая власть в Санге. Ему удалось повлиять на нескольких монахов и призвать их вернуться к предельному аскетизму. В конце концов, он сговорился с местным правителем с тем, чтобы убить Будду и захватить власть в общине. Конечно же, ему не удалось сделать это.

Будда достиг просветления в возрасте 35 лет. Он проповедовал на территории северо-восточной Индии в течении 45 лет. Когда ему было 80 лет, он сказал своему двоюродному брату Ананде, что скоро уйдет. Об этом подробно рассказывается в Париниббана – Суттане. Из пятисот монахов, несмотря на то, что среди них было много архатов, понять состояние Будды смог только Анурудда. Даже Ананда, достигший способности видеть миры богов, неправильно воспринимал его. Будда несколько раз повтоил, что Пробудившийся, если захочет, может пребывать в этом мире более кальпы. Если бы Ананда попросил Будду остаться, он остался бы. Но Анада сказал, что в общине все налажено и Пробудившийся может покинуть этот мир. Через несколько недель Будда принял в пожертвование некачественную пищу. По одной из версий, это были ядовитые грибы. Он сказал, что "только Пробудившийся может принять это пожертвование". Через непродолжительное время он лег на правый бок в роще деревьев сала, принял в монахи последнего ученика, и ушел в Паринирвану. Его последними словами были

Все созданное подвержено закону разрушения
Достигайте цели за счет нераспущенности.

Краткое описание 12 деяний Будды Шакьямуни

О искуснейший и милосердный, рождённый в семействе Шакьев, Ты одолел орды Мары, с которыми другим было справиться не под силу. Тело твое прекрасно, как золотая скала. Пред тобою, Царь Шакъев, я простираюсь.

Досточтимый Джчгтен Сумгён

Каждая большая кальпа состоит из четырёх малых: пустой кальпы, кальпы проявления, кальпы сохранения вселенной и кальпы уничтожения. Каждая из них, в свою очередь, делится на двадцать промежуточных, что в совокупности даст восемьдесят промежуточных кальп. В течение шестидесяти промежуточных кальп (составляющих пустую кальпу, кальпу проявления и кальпу уничтожения) будды не приходят. В нынешней кальпе, являющейся первой из тех двадцати промежуточных, когда приход будды возможен, появятся тысяча два будды. Четверо из них уже явлены: Краку-чханда. который пришёл, когда срок человеческой жизни равнялся восьмидесяти тысячам лет; Канакамуни, который пришёл, когда люди жили по сорок тысяч лет, [затем был Кашьяпа] и, наконец, Шакьямуни, который пришёл, когда срок человеческой жизни сократился до ста лет, а сознание людей было омрачено насилием. И вправду, людские умы, словно нити, были так безнадёжно запутаны, что даже существам, достигшим высоких духовных свершений, было не под СИЛУ распутать этот клубок. И всё же, питая великое сострадание к живым существам, Будда Шакьямуни согласился воплотиться в мире людей, дабы вывести их из беспробудного мрака. В «Уттаратантра-щастре» так описаны двенадцать деянии Будды:

Познав с состраданием природу этого мира, при этом не отделяя ум от дхармакаи, Он проявлялся в различных формах:

Родился в раю Тушита и сошёл на землю. Вошёл во чрево матери и родился на земле. В совершенстве овладел искусствами. Наслаждался царской жизнью. Отрёкся от престола, преодолел трудности и приблизился к сути Просветления.

Покорил мар и достиг полного Просветления. Повернул колесо учения. Ушёл в паринирвану. Эти деяния проявляются до конца сансары - падения нечистого царства.

1. РОЖДЕНИЕ В РАЮ ТУШИТА И СОШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ

До сошествия на землю Будда Шакьямуни родился в раю Тушита в образе Девапутры. Он обладал ясным умом и глубокой памятью. Восседая на львином троне, он передавал учения всем богам. Однажды он услышал божественные звуки музыки и совершенные песнопения будд трёх времён, которые были обращены к нему:

«Сансара сгорает в пламени клеш. О великий воин, наполни облака своим нектаром, дабы сладостным дождём погасить огонь в тех, кто не является божеством».

Слушая их слова, Будда стал искать пять знаков: континент Джамбудвипу; шесть городов, подобных Чампаке; род Шакья, который в течение семи поколений оставался незапятнанным кровосмешением; мать по имени Махамайя, избавленную от тридцати двух пагубных качеств; и время пяти усугубляющихся падений - время, когда страдания людей велики, и они вызывают сочувствие: ибо их нелегко усмирить, они придерживаются ложных представлений, срок их жизни постоянно убывает, они отравлены пятью ядами ума и добывают богатство нечестным путём. Увидев их, он сказал богам: «Эти знаки свидетельствуют о клешах живых существ Джамбудвипы и о том удовольствии, которое они получают от своих пагубных деяний». Когда он сказал это, боги ответили: «Вся Джамбудвипа разорена из-за шести искусных спорщиков, шести последователей и шести созерцателей. Не стоит идти туда». Дева-путра не стал их слушать. Он молвил: «Я дуну в раковину непостоянства, я ударю в гонг пустоты, я исторгну рёв, провозглашающий бессущностность». Затем он благословил Майтрею занять место на троне и трижды возвестил шести мирам богов о своём сошествии в мир людей. Он явил себя в образе драгоценного слона с огромным, но всё же прекрасным и нежным телом и шестью бивнями* . Золотая сеть и восхитительная красная шапка украшали его. Он источал чарующий аромат целебных трав, которые служили ему пищей.

2. ВХОЖДЕНИЕ ВО ЧРЕВО МАТЕРИ

В полночь пятнадцатого дня второго месяца, в полнолуние, когда Махамайя пребывала в уединении. Будда вошёл в её чрево через правый бок. Махамайе снилось тогда, что гора ей стала подушкой, и в теле её взошло солнце. Махамайя видела, как она давала учения множеству живых существ. Она чувствовала себя легко и свободно. В течение последующих месяцев она видела множество благоприятных снов и познала высшее блаженство. Ум её совершенно освободился от клеш.

3. РОЖДЕНИЕ

Через десять месяцев пришло время родов. Махамайя гуляла по саду Лумбини. Вдруг она, быстрая, как вспышка молнии, обхватила ветвь дерева лакша правой рукой. Ребёнок появился на свет из правого бока. Брахма и Индра сошли на землю, дабы принести подношения. Они завернули младенца в ткани из чистого шёлка. Затем боги и наги омыли его, и ребёнок сделал по семь шагов в каждую из четырёх сторон света. В это время он явил множество драгоценных сокровищ и исполнил желания своего отца, посему его нарекли Сиддхартхой, что означает «исполнитель желаний».

Дабы воздать почести якше Шакья Пхелу**, Бодхисаттва взошёл на колесницу и, заняв место на троне, сделанном из четырёх видов драгоценных камней, направился в город Капилавасту. Там собрались те представители рода Шакья, которые в силу своего неукротимого нрава не уважали никого. Но когда Бодхисаттва проследовал мимо них, они тотчас же покорились. Так он получил ещё одно имя - Шакьямуни, что означает «усмиритель Шакьев». Когда он приблизился к храму Шакья Пхела, бог вышел ему навстречу и совершил простирания. Так он стал именоваться Богом Богов.

* В английском переводе «шестью хоботами».

** Возможно, дух-хранитель рода Шакья.

По истечении семи дней после рождения сына мать скончалась, и мальчик был отдан на попечение тридцати двух кормилиц. Все брахманы и астрологи были едины в своих предсказаниях. Они говорили, что, если ребёнок отречётся от трона, он станет Буддой, если же останется во дворце, то станет правителем вселенной.

Однажды в царство из Гималаев пришел риши по имени Кришна вместе с племянником.

Зачем ты пришёл сюда? - спросил его царь Суддходана. И риши ответил:

Великий царь, я пришёл взглянуть на твоего сына.

Я пришёл посмотреть на мудреца, избавителя всех существ. Какую судьбу предсказали ему Астрологи и мудрецы?

Он станет правителем вселенной, - ответил царь Суддходана.

Слушай, Владыка Земли, - сказал тогда риши Кришна. - В заблуждении пребывают умы тех, кто так говорит. В это трудное время нет никого, кто мог бы править вселенной.

В этой сокровищнице учения Заключены все добродетели. Он достигнет состояния Будды и победит все пороки.

Царь увидел, как глаза риши наполнились слезами, и спросил:

Почему глаза твои полны слез?

Неужели есть опасность,

Что жизнь моего сына внезапно оборвётся?

Прошу, скажи, видишь ли ты хоть один дурной знак.

И риши ответил:

Даже, если дождь из ваджр обрушится с небес [на землю], Он не повредит и волоска на теле этого мальчика. Твой сын - великий святой.

Так почему же ты плачешь? - спросил его царь. И риши ответил:

О Повелитель Людей, Найдя сокровищницу учения,

Я умираю, не исполнив своего желания. Я знаю, что не сумею попасть в нирвану. Я вижу свои пороки, и слезы наполняют мои глаза.

Позднее двоюродный брат риши, Меджин, стал одним из монахов Будды и получил имя Катхаяна.

4. СОВЕРШЕННОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИСКУССТВАМИ

Убранный всеми украшениями,

Он стал знатоком астрологии и литературы.

Когда покинул город,

Он пребывал в самадхи

В тени дерева джамбу,

Восхваляемый шестью сыновьями богов.

5. НАСЛАЖДЕНИЕ ЦАРСКОЙ ЖИЗНЬЮ

Увидев своего сына в тени дерева джамбу, отец вознёс ему хвалу:

О Мудрый, дважды я простирался к твоим стопам:

Первый раз - когда ты был рождён,

А второй раз - теперь, когда ты пребываешь в самадхи,

О освобождённый.

Пришло время, и все Шакьи попросили Бодхисаттву найти себе

Супругу.

Следствие пагубной страсти -

Женитьба, словно лист ядовитой травы,

Приносит страдания, раздоры и обиды.

Неразумно быть рядом с женщиной.

Так отвечал им Бодхисаттва.

Позже, размышляя над этим, он сказал:

У предшествующих бодхисаттв

Были жёны и дети.

Я последую их примеру.

Сказав так, он дал согласие на женитьбу. «Кого бы ты хотел взять в жёны?» - спросили его. Бодхисаттва записал те качества, которыми должна обладать его избранница, и протянул этот список министру, сказав: «Если найдёшь такую женщину, приведи её ко мне». Когда министр принёс этот список дочери Шакьи Лакны Бечёна, она спросила его: «Почему ты пришёл ко мне?» И он ответил:

Сын Суддходаны, Несказанно прекрасный, Украшенный тридцатью двумя особыми знаками

И великолепными признаками,

Перечислил достоинства,

Которые желал бы видеть в своей царице.

Тогда девушка молвила:

Брахман, я обладаю такими достоинствами.

Махасаттва может стать моим мужем.

Если он согласится, не будем откладывать свадьбу.

Царь Суддходана попросил, чтобы девушку привели во дворец, но её отец, считая, что Бодхисаттва не слишком искусен в состязаниях и играх, отказался отдать свою дочь Шакьямуни. Дабы утешить царя, Шакьямуни решил принять участие в состязании. Он одолел всех соперников, а когда стрелял из лука, все были поражены искусностью его стрельбы. Бодхисаттва сказал:

Это сердце земли,

Где пребывали все предшествующие будды,

Остаётся в покое.

Стрелы мудрости, освобождённой от эго,

Убили врагов - клеши

И разорвали сети ошибочных представлений.

Так будды достигли нирваны,

Покоя и драгоценного Просветления,

Лишенного [всяческих] загрязнений.

Тогда Шакья Бечён отдал свою дочь Бодхисаттве, и тот взял её во дворец вместе с другими царицами и их свитами. Всего их было восемьдесят четыре тысячи.

6. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТОЛА

В то время Бодхисаттва был увлечён музыкой и пением. Как и предсказывал риши, отец Бодхисаттвы увидел во сне, что его сын отказался от престола. Испугавшись, он стал осыпать Бодхисаттву всеми земными сокровищами и приказал стражникам не спускать с него глаз. Но однажды Бодхисаттва и его слуга Дунпа отправились на прогулку на колеснице. Их путь сначала лежал на восток, затем на юг и на запад. Так Бодхисаттва впервые увидел старость, болезнь и смерть. Узнав, что такое людские страдания, Бодхисаттва пришёл в величайшее волнение. И тогда он сказал:

Что толку в юности,

Если с годами от неё не останется и следа?

Что толку в здоровье,

Если его подтачивает болезнь?

Что толку в житейской мудрости,

Если жизнь эта не бесконечна?

Старость, болезни и смерть

Неизбежно следуют друг за другом.

Направив колесницу на север, он встретил монаха и ощутил чувство глубокой преданности. Тогда он попросил у своего отца позволения уйти от мира, но тот отказал ему. «Если так, то исполни моё желание, избавь меня от мук старости, болезней и смерти», - сказал Бодхисаттва. Но, конечно же, отцу было не под силу выполнить его просьбу. Вместо этого он стал пуще прежнего осыпать своего сына мирскими благами и усилил охрану.

Однажды ночью, когда все его слуги спали, Бодхисаттва понял, что пришел час покинуть дворец. Тогда он позвал Дунпу и молвил:

Просыпайся и быстро приведи мне волшебного коня Нгакдена. Я отправляюсь на поиски сада лишений, куда приходили предшествующие будды в поисках Просветления. Я знаю, это принесёт радость всем мудрецам.

Тогда Дунпа сказал:

Не время сейчас уходить в сад лишений. Никто здесь не держит на тебя зла;

У тебя нет врагов, так зачем тебе лошадь в полночь?

И царевич ответил:

Дунпа, ты всегда был послушен мне, не перечь же мне и теперь, когда пробил час нашей разлуки.

Дунпа привёл ему коня, но Нгакден воспротивился, когда Бодхисаттва хотел его оседлать. Тогда царевич сказал ему:

Нгакден, последний раз я седлаю тебя,

Так отнеси же меня

Без промедления

В сад лишений.

Когда я приду к Просветлению,

Благодатным дождём самадхи

Я омою живых существ, мгновенно исполнив все их желания.

В последний раз Бодхисаттва обошёл вокруг спящего отца и исчез в ночи, сказав на прощание:

Покуда не пройду до конца высший путь,

Которым следовали все будды,

Не вернусь в этот город Капилавасту.

За полдня он преодолел путь, на который обычно уходило двенадцать дней. Спешившись, он снял украшения и отдал их Дунпе, повелев им с Нгакденом возвращаться во дворец. Но его слуга возразил: «Царевич не должен оставаться один», на что Бодхисаттва ответил:

Все существа приходят в этот мир в одиночестве и так же его оставляют.

Всю свою жизнь они одиноки в своих страданиях. В сансаре нет друзей.

Затем перед безупречно чистой ступой он срезал волосы и отдал их Дунпе. Индра, представший в образе охотника, принёс монашеские одежды и отдал их царевичу в обмен на его изысканные шёлковые одеяния. Царевич сделал чашу из листа дерева каравира и отправился к царю Бимбисаре, чтобы «уравнять добродетели*». Царь испытал чувство великой преданности к Бодхисаттве и обратился к собранию:

Украшенный высшими знаками и многими признаками совершенства, Он на шаг опережает других. Поглядите на него, о мудрецы.

Прогуливаясь с Сиддхартхой, царь завёл разговор о той роскоши и богатствах, которые заключает в себе жизнь в сансаре, а затем, возвратившись во дворец, показал царевичу всевозможные развлечения. Но Сиддхартха сказал ему:

Земные удовольствия не волнуют меня. Даже если вся эта земля с её океанами наполнится семью видами драгоценных камней,

* Тибетское идиоматическое выражение, которое означает «собирать подаяния». - Прим. ред.

Человек не будет доволен.

Это всё равно, что жечь дрова летом.

Любые желания ведут к привязанности и отвращению.

Очень трудно пересечь океан страдания.

О царь, твоя власть

Подобна грязному болоту.

Она источник боли и страха.

Лишь невежественный может желать её.

7. АСКЕЗА

Шесть лет Сиддхартха вместе с пятью аскетами-риши претерпевал лишения на берегу реки Наиранджуны. Он вёл столь суровый образ жизни, что, взглянув на его спину, можно было увидеть рёбра. Божества, наблюдавшие за ним, оплакивали его, полагая, что дни царевича сочтены:

Сын Шакьи, суть живых существ,

Лучше бы ты остался давать учения на небесах Тушиты.

Ты пообещал освободить всех существ.

И что же? Теперь ты стоишь на пороге смерти.

Они сказали Махамайе, что её сын Сиддхартха, вскоре умрёт. Услышав это, его мать сошла с небес и стала оплакивать сына:

Когда сын мой родился в саду Лумбини,

Словно лев, бесстрашно он совершил семь шагов,

Охватил взором четыре стороны света и молвил:

«Это моё последнее воплощение».

Своего благого намерения тебе не исполнить.

Предсказаниям риши Кришны не суждено сбыться.

Тебе не достичь Просветления.

Всё, что я вижу - порождённое смертью непостоянство.

Кто подарит жизнь моему единственному сыну?

И Сиддхартха ответил:

Эта земля может обратиться в прах,

Солнце, луна и звёзды - обрушиться с небесного свода.

Но будь я даже обычным существом,

Я бы не умер.

Вскоре я достигну состояния будды.

Позже он осознал, что, следуя путём крайнего аскетизма, не сумеет исполнить своё обещание, и потому решил предаться медитации, дабы его тело обрело силу. Риши Дева, который был другом Бодхисаттвы до его отречения от престола, пожалел его и попросил двух деревенских женщин, Гамо и Гатомпу, сделать ему подношения. Когда Бодхисаттва отведал молочной каши, его тело засияло, как чистое золото. Пять его учеников, посчитав, что он нарушил обеты, покинули его. Бодхисаттва спросил женщин, кому они посвятят заслуги, накопленные совершением подношений? И они отвечали:

Все заслуги, что мы накопили, принеся [тебе] эти дары,

О достославный исполнитель любых желаний,

Мы посвящаем тебе.

Да достигнешь ты полного Просветления

И осуществишь свои благие намерения.

8. БЛИЗОСТЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Когда Бодхисаттва был близок к Просветлению, божества сотворили дорогу из золотого песка, окропили её сандаловой водой и ниспослали на землю цветочные дожди. Такими были их подношения.

Тогда Бодхисаттва обратился к Таши, продавцу травы:

Таши, скорее дай мне несколько пучков травы куша.

Это принесёт огромную пользу,

Ибо сегодня я намерен покорить мар и их свиты

И достичь драгоценного Просветления, дарующего покой.

Торговец поднёс ему мягкую траву, она была зелена, как шея павлина. Бодхисаттва разложил её у подножия дерева бодхи, корешками к стволу. Затем он сел на травяную подстилку и молвил:

Даже если моё тело иссохнет,

А кожа и кости истлеют,

Я не сойду с этого места,

Покуда не приду к Просветлению,

Которое нелегко обрести даже за много кальп.

Такой он принял обет.

9. ПОКОРЕНИЕ МАР

Из своего лба Бодхисаттва испустил свет, называемый «покорение собрания мар». Привлечённые этим светом, все полчища нечестивых мар, находивших наслаждение в неправедных деяниях, собрались по левую руку от царевича. Сторукий сказал:

У моего тела сто рук.

И даже одна может выпустить сотню стрел.

Эти стрелы пронзят практикующих.

Радуйся, Отец, иди,

Не отставай.

Те же, кто находил радость в праведных поступках, собрались по правую руку от Бодхисаттвы, и их называли «великие проницательные умы». Они вознесли хвалу Бодхисаттве:

Телу того, кто сосредоточен на любви-добросердечии,

Не имеющей [природы] сансары,

Невозможно причинить вред ни ядом, ни оружием, ни огнём.

Стрелы, если выпустить их из лука, на лету обратятся в цветы.

Всё произошло так, как они сказали. Мужские мары не смогли создать препятствия, а женские мары не смогли его соблазнить. Так он победил всех мар.

10. ДОСТИЖЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

В первой половине ночи он прошёл четыре стадии самадхи и достиг состояния ясновидения. В полночь он обрёл знание своих прошлых жизней, а на исходе ночи достиг состояния безупречной мудрости, связанной с исчезновением клеш. Затем он мгновенно осознал природу двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения (двенадцати нидан) как в их появлении, так и в исчезновении, а также Четыре Благородные Истины. Так в мгновение ока он достиг Просветления, совершенного состояния будды.

11. ВРАЩЕНИЕ КОЛЕСА УЧЕНИЯ

Досточтимый Будда говорил так:

Я открыл учение, подобное нектару,

Глубокое, спокойное, вне всяких умопостроений,

Светоносное, несотворённое.

Если я открою его людям,

Никто не его поймёт.

И потому я останусь в лесу, в безмолвии.

Сделав подношения Будде, Индра поднёс * ему золотое колесо о тысяче спицах и молвил:

* В английском переводе «попросил у него колесо о тысяче спицах». - Прим. ред.
Как луна, не знающая затмений, твой ум просветлен.

Прошу, пробуди победителей битвы, пусть зажгут они пламя мудрости и избавят мир от темноты.

Затем явился Брахма и попросил:

О мудрый, ступай куда хочешь, но прошу - преподай нам свои учения.

И досточтимый Будда отвечал им:

Все существа прикованы к своим желаниям.

Они погрязли в этом.

И потому учения, что я открыл,

Не принесут им пользы,

Даже если я поведаю их.

Так он отказался преподать свои учения. Тогда Брахма вновь обратился к нему:

Все те учения, что раньше преподавали в Магадхе*,

Нечисты и ошибочны.

И потому, о Мудрый, открой нектарные врата.

В течение многих жизней Брахма развивал свой ум, он накопил великие заслуги и потому мог просить Будду преподать учения. Поэтому Будда согласился исполнить просьбу Брахмы, сказав:

Живые существа Магадхи исполнены веры и чистой преданности. Они готовы принять учения, потому я открою нектарные врата.

Сказав так, он направился в Варанаси, чтобы изложить учение пяти ученикам. По дороге он встретил риши Ньендро, который спросил его: «Ты излучаешь свет и ясность. Кто твой учитель? От кого ты принял обеты монаха?» Будда отвечал:

У меня нет учителя.

Я - саморождённый Будда,

Победитель неблагих деяний.

Так что, Ньендро, я одолел себя сам.

* Княжество в Центральной Индии, где находится Бодхгая. - Прим. пер. с тиб.
Тогда Ньендро спросил его: «Куда Ты направляешься?» И Будда отвечал:

Я иду в Варанаси,

В город страны [народа] каши.

Там я зажгу свет Дхармы

Для существ,

Что подобны слепцам.

Я ударю в барабан Дхармы

Ради существ,

Что подобны глухим.

Дождём Дхармы я исцелю

Живых существ,

Что подобны хромым.

Когда он приблизился к Варанаси, пятеро его учеников, которые некогда покинули Будду, решили унизить его, как только он появится в городе. Однако по его прибытии туда, они принялись воздавать ему почести. И тогда Будда трижды повернул колесо Дхармы.

12. УХОД В ПАРИНИРВАНУ

Досточтимый Будда отправился в Кушинагар, что близ реки Хира-ньявати. Он благословил всех живых существ, каждого на его родном языке, ибо считал всех их своими сыновьями. Он сказал:

«Если какие-то сомнения или колебания остались в ваших умах, вы должны обратиться ко мне сейчас, ибо это последние мгновения моей жизни». Те боги, полубоги и человеческие существа, которые с любовью относились к Дхарме, принесли ему изысканнейшие подношения и стали молить его:

Все живые существа,

Страдают от болезней, рождаемых клешами,

И нет с ними искуснейшего врачевателя, исцеляющего Дхармой.

Досточтимый Будда, Благословенный,

Не оставляй нас.

И Будда отвечал:

Будды - это Истина (дхармата),

Поэтому они пребывают в молчании.

Посвятите свои жизни осознаванию.

Защитите мысли свои оружием внимательности.

Откажитесь от неблагих деяний,

Будьте радостными и счастливыми.

Так он говорил и преподал множество других учений. А в полночь он покинул этот мир. Брахма и все ближайшие ученики Будды оплакивали его:

Будда, надежда вкусивших благословение, ушёл за пределы сансары, оставив нас. Все мы: и боги, и люди, остались теперь без учителя.

Так рыдали они, пребывая в глубокой скорби.

В это время Махакашава медитировал в спокойном состоянии самадхи на Вершине Грифов. И потому он не ведал, что Будда оставил этот мир семь дней назад. Когда же он узнал об этом, то также пришёл в Кушинагар и молвил:

Увы! Благородный благословенный, меня терзает страдание! Милосердный не дождался меня. Почему ты ушёл в паринирвану так скоро?

Будда ушёл из жизни на восемьдесят втором году жизни. Его тело предали огню, а мощи разделили на восемь частей: первая часть осталась у народа Кушинагара, вторая - у народа сапара, третья - у народа чампака и булуки, четвёртая - у народа рамава и дродхава, пятая - у народа чинудви, шестая - у шакьев из Капилавасту, седьмая - у личхавов из Вайшали, а восьмая - у царя Аджаташатру. Урну с его прахом передали брахману Боле. Брахман воздвиг ступу, а пепел передали его сыну Пипаяне. Для этого пепла он воздвиг ступу в местечке под названием Пипала. Один из зубов Будды хранится в раю Тридцати Трёх Богов, другой - в Рабтугаве, стране гандхарвов, третий передали царю [страны] Калинга по имени Вазитам, а четвёртый - царю нагов в город Рамы.

В наше время почти все слышали о Будде, как о родоначальнике древнейшей мировой религии буддизма, однако, рассказать что-то о жизни великого философа, и о самом буддизме мало что могут. Сам Будда является реальным историческим персонажем.

Биография Сиддхарттхи Гаутамы

Родился мыслитель в царской семье народа шакьев в Лумбини, ныне это Непал в 563 году до нашей эры. Прозванный был царевич, именем Сиддхарттха Гаутама, позже он был названный последователями: Буддой (просветленный), Татхагата (пришедшим) и Шакьямуни (мудрецом из рода шакьев).

Отец Гаутамы пытался оградить его от внешней жизни, чтобы он вырос великим царем, как было предсказано. Сиддхарттха жил в трех дворцах, не видя окружающей жизни. Женился он в 16 лет, позже у него родился сын. Царевич получил великолепное образование и с юных лет задавал вопросы, на которые его учителя не могли дать ответы. На тридцатом году жизни Гаутама впервые оказался за территорией дворца и узрел окружающий мир: больных, старых людей и смерть. Увиденное принесло царевичу душевное страдание, он решил отречься от своего прошлого и заняться познанием самого себя.

Будда ушел в лес, где шесть лет жил аскетом, учась у йогинов, но доведя себя до полусмерти. Сиддхарттха так и постиг истины, Будда понял, что чрезмерный аскетизм, только туманит голову и убивает тело. Под деревом Бодхи, Гаутама вошел в глубокий транс, в котором прибывал 49 дней, размышляя о сущности человеческого бытия, и достиг просветления (нирваны) выйдя за пределы круга перерождений души.

Когда Будда познал сущность человеческой жизни, он начал проведывать свою философию. Сам Сиддхарттха не считал себя богам или высшим существом, он считал себя простым человеком, которому открылась истина. Сиддхарттха считал, что любой человек может достичь просветления через благой путь, не зависимо от варны или народности . Также Будда запрещал стоить храмы в его честь и создавать его статуи. Умер великий философ в возрасте восьмидесяти лет в Кушинагаре. превратился в религию уже после смерти Гаутамы и окончательно сложился в эпоху царствования царя Ашоки, спустя два века после смерти Сиддхарттхи.

Основные положения буддизма

Буддизма делает основной упор на внутренние развитие человека, отрицая, варно-кастовую систему, пышные церемонии и большие храмы, Буддизм Тхераваду, считают что достичь освобождения от земных страданий можно через познанию дуккха – беспокойств, страданий и неудовлетворенных желаний. Именно познания человеком своих дуккха, и осознанный отказ от них, должен способствовать достижению нирваны.

Для достижения духовного освобождения следует добиться очищения кармы человека . Карма, в общем, это все действия, речь и мысли человека, которые формирует вокруг него индивидуальную энергетическую структуру. Очищение кармы достигается с помощью благого пути рассчитанного на восемь лет. Благой путь очень простой, он состоит из правильной речи, образа жизни, мыслей, духовной дисциплины, глубокой нравственности. Сознательного отказа от лжи, сквернословия, порока, прелюбодеяний, воровства зависти и убийства живых существ.

Путь достижения нирваны для каждого человека свой самому Будде потребовалось шесть лет, чтобы стать просветленным, для обычного человека, срок просветления может быть значительно дольше не менее восьми лет.

Значение Гаутамы в мировой истории

Великий философ сумел создать новое учение, которое считается одним из самых мирных на земле. В мире насчитывается почти 500 миллионов буддистов большая часть, из которых проживают в Индии, Китае, Непале, Шри-Ланке, Таиланде и Японии.

Большую роль в распространении Буддизма сыграл император Ашока величайший правитель империи Маурьев . Ашока правил с 268 года по 232 до нашей эры. При нем буддизм стал государственной религией на всем Индостане. До перехода в буддизм, как рассказывают источники, император был жестоким царем и вынашивал планы завоевания всего мира, сродни Александру Македонскому.

После обретения новой веры, Ашока отказался от насилия как средства достижения результатов. Он начал большую миссионерскую работу, посольства с проповедниками-буддистами были направлены в Китай, Тибет, Бирму, Цейлон и даже в Грецию и Египет. Однако позже индуизм победил в Индии и буддизм не получил в ней распространения хоть в соседнем Тибете и Шри-Ланке буддизм стал доминирующей религией.

Впоследствии Будда индуистами был провозглашен одним из перевоплощений бога Вишну. В двадцатом веке, буддизм стал завоевывать своих последователей в Западной Европе и США. Большая буддийская община есть и в России. Согласно лунному календарю 3 мая 2017 года буддисты отпраздновали день рождение Гаутамы, а в 11 мая будет праздноваться Весак, день просветления Будды и его ухода в нирвану.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

На эту-же тему:

История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна). Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время. Но обо всем - по порядку.

Реконструкция биографии

Перед тем Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша - индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой - вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой - тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению - нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев - царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама - это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев - влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала - все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение - государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет - прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха - второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал - младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий обгонял всех своих сверстников во всем - в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом - тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага - далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял - смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название - «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху - городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми - аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял - это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем - к полной остановке психической активности на время.

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе - он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха - это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания - это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

Восьмеричный путь

Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это - дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды - это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:

  1. Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
  2. Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту - дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
  3. Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
  4. Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это - путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности - зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
  7. Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
  8. Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

И это - вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы - Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были - хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Смерть

Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны - конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Именно он - основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение. Не удивительно, что празднование дня рождения Будды - масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

В те далекие времена в Индии были йоги, брахманы, и отшельники. Все они учили своим истинам. Поэтому неграмотному человеку было очень легко запутаться в этом множестве учений. Но в VI веке до н. э. на землях Индостана появился необычный человек. Так началась история Будды. Отец его был раджа по имени Шуддходана, матерью - Маха Майя. Как говорят предания, Маха Майя перед родами отправилась к своим родителям, однако не дойдя до цели, родила на земле около дерева в роще.

Спустя некоторое время после рождения ребёнка, женщина умерла. Новорожденного назвали Сиддхартха Гаутама. Его день рождения празднуется в майское полнолуние в буддистских странах. Воспитанием ребёнка занялась родная сестра матери Маха Паджапати. В 16 лет юноша женился на девушке по имени Яшодхаре, которая родила ему мальчика Рахулу. Это был единственный потомок грядущего Будды.

Сиддхартха Гаутама отличался любознательным разумом, но всё время проводил во дворце. Юноша совершенно не знал реальную жизнь. Когда ему исполнилось 29 лет, то он в первый раз вышел за границы дворца в сопровождении собственного слуги Чанна. Оказавшись посреди обычных людей, царевич увидел четыре вида людей, которые кардинально перевернули все его сознание.

Это были нищий старик, разлагающийся труп, больной человек и отшельник. Тогда и Гаутама понял всю серьезность реальности. Он сообразил, что достояние является иллюзией. Оно не может защитить от заболеваний, физических мучений, старости и погибели. Единственный путь к спасению - самопознание. После чего наследственный царевич оставил отчий дом и пошёл по земле искать правду.

Он обошёл всех мудрецов-учителей, не удовлетворился их учениями и сделал своё собственное. Учение это было до крайности обычным сначала и стало неописуемо сложным через 2 тыс. лет.

Заключалось оно в том, что у людей есть желания, которые при неудовлетворённости порождают мучения, а те, в свою очередь, ведут к погибели, новым воплощениям и новым страданиям. Как следует, чтоб избавиться от страданий, необходимо ничего не вожделеть. И только тогда может быть избежать и страданий, и погибели.

Гаутама сел под деревом, сложил ноги калачиком и стал пытаться достигнуть состояния, при котором он ничего бы не желал. Это оказалось очень сложным делом. Но ему это удалось, и он начал учить других тому, чем овладел сам. Предания говорят о сотворенных им 12 чудес. Этим он противостоял бесу Мара. Тот насылал на него всяких монстров, к примеру, обезумевшего слона, блудницу и многие другие козни. Однако он с этим справился, став Буддой, другими словами, совершенным.

Сложнее оказалось совладать со своими ближайшими учениками. Одного из их звали Девадатта. Он усвоил учение и решил, что в состоянии сделать больше. Вместе с отречением от желаний от ввёл серьезный аскетизм. Сам же Будда считал, что человек для спасения мучиться не должен. Ему только не нужно дотрагиваться к золоту, серебру и женщинам, потому что это соблазны, распаляющие желания.

Девадатта с этим не согласился. Он заявил, что необходимо ещё и голодать. Но это уже было искушение, что противоречило учению. И потому община раскололась на две. Но сторонников у бывшего царевича всё равно осталось много. Знатные дамы приглашали его к для себя из любопытства, а богатые люди давали средства на общину. Сам учитель ни к чему не прикасался, но ученики использовали пожертвования на благие дела.

Община буддистов получила заглавие сангха. А члены общины (по сути, монашеской), достигшие полного освобождения от страстей, стали называться архатами.

Учитель во главе сангхи много путешествовал по землям Индии и проповедовал свои взгляды. Они нашли отклик в сердцах как бедных, так и богатых людей. На учителя совершали покушения представители других религиозных течений, но видимо само Провидение сберегало создателя буддизма. Когда Будде исполнилось 80 лет, судьба приготовила для него искушение, от которого тот не сумел удержаться. Это было сочувствие.

Пока он сидел под деревом, одно из племен напало на княжество Шакья и перебило всех близких Будды. Ему об этом сказали, и 80-летний старик, самый почитаемый в Индии человек, пошёл с палочкой по саду, в каком когда-то играл ребёнком, по дворцу, где его воспитывали. А всюду лежали его родственники, его слуги, друзья, искалеченные и изуродованные. Он мимо всего этого прошёл, но не сумел остаться равнодушным и вошёл в нирвану.

Когда Будда умер, его тело было кремировано. Пепел разделили на 8 частей. Их положили в основании особых памятников, которые не сохранились до наших дней. Перед гибелью учитель завещал ученикам следовать не за фаворитом, а за учением. Никаких рукописных трудов он после себя не оставил. Потому передача главных истин шла из уст в уста. Только через 3 века появился 1-ый свод священных буддистских текстов. Получил он заглавие Трипитака - три корзины текста либо три корзины воспоминаний.

Баллада о маркизе де Геранде, писаре из Гарлона и красавице Аннаик. Часть1

Бретонцы рассказывают историю о грубом и жестоком молодом аристократе, Луи-Франсуа де Геранде, сеньоре Локмарии, который жил...

Обустройство второго этажа

В процессе постройки жилья следует определиться, что же лучше построить – функциональную мансарду или этаж. В случае если вы...

Пленочный теплый пол

Человек всегда и во всем старается стремиться к максимально возможному комфорту и уюту. Именно благодаря этой особенности...

Бог Кронос

КРОНОС - в древнегреческой мифологии великий бог Времени, один из титанов, сын Урана и Геи. Мать уговорила Кроноса оскопить отца...







2024 © mgp3.ru.